Режиссер:
Масаки Кобаяси. Сценарий: Ёко Мидзуки (по книге Лафкадио Хирна), Оператор: Ёсио Миядзима, Композитор: Тору Такэмицу.
В главных ролях: Митиё Аратама, Мисако Ватанабэ. В ролях: Рэнтаро Микуни, Кендзиро Исияма, Ранко Акаги.
Награды: МКФ в Каннах — Специальный приз жюри. Mainichi Film Concours — лучший художник, лучший оператор. Sant Jordi Awards — лучший иностранный фильм. Kinema Junpo Awards — лучший сценарий..
Сняв крупнобюджетный "Квайдан", Масаки Кобаяси влился в число японских режиссеров, экспортирующих японскую культуру на запад. Зрелищный "Квайдан" (название переводится как "истории о сверхъестественном") напомнил мне иллюстрации к широформатным, очень красочным изданиям сказок, выпускавшихся в Советском Союзе в 50-х годах – "Огневушка-поскакушка", там, "Конек-горбунок" и т.п. Что ни книжка – шедевр книжной иллюстрации!
Фантастическая медлительность "Квайдана" дает прекрасную возможность не спеша любоваться работой художников, декораторов, костюмеров. Фильм состоит из четырех сказок (последняя остается недосказанной), повествующей о "былых временах". Эти сказки были художественно обработаны писателем Патриком Лафкадио Хирном, отец которого был ирландцем, а мать – гречанкой. Однако же, работая с 1890 года в Японии, Хирн проникся тамошней культурой и в какой-то мере "превратился" в японца. Вероятно даже, в весьма значительной мере, раз уж Кобаяси решил использовать его "Кайдан" в качестве мостка между двумя мирами – западным и восточным.
Все новеллы объединены общей темой – эффектом, который мир духов производит на человека. Этим эффектом является очарование. Человек неизменно оказывается очарован призраками. А впоследствии, ими унесен. В первой новелле (самой интересной) самурай предает жену и, спасаясь от бедности, женится на богатой. Его новая жена оказывается черствой и себялюбивой. Все время он вспоминает о прежней жене и в конце концов возвращается домой. Но… поздно. Он оказывается во власти призрака, выдающего себя за его жену. В конце концов герой попадает в плен уже современного, классического для нынешних j-хорроров, проклятия: ему не выбраться из дома смерти.
Во второй новелле герой очарован снежной королевой, в третьей – певец и игрец на биве, исполняющий героико-исторические сказания, очарован демонами (а те, в свою очередь, очарованы его мастерством), в четвертой – герой не может удержаться от того, чтобы не выпить из обычной глиняной миски душу человека (или демона).
В "Квайдане", прямом наследнике таких картин, как "Сказки туманной луны после дождя", уже можно разглядеть современные хорроры. Это, во-первых, клин на черных волосах (черные волосы красной нитью идут через титры и всю первую новеллу), во-вторых, звук (вместо классической аранжировки используется экспериментальный саунд), в-третьих, попытка нагнетать саспенс, что, впрочем, скорее вызвано общим темпом фильма.