Режиссер:
Микеланджело Антониони. Сценарий: Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Оператор: Карло Ди Пальма, Композиторы: Джованни Фуско, Витторио Джельметти.
В главных ролях: Моника Витти. В ролях: Ричард Харрис, Карло Кьонетти, Ксения Вальдери, Рита Ренуар.
Награды: МКФ в Венеции — "Золотой лев", приз ФИПРЕССИ. Синдикат итальянских киножурналистов — лучший оператор. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший иностранный фильм..
Интересные факты о фильме:
Рабочим названием фильма было "Небесно-голубой и зеленый" (Celeste e verde) — в фильме в эти цвета героиня Моники Витти хочет выкрасить свой магазин, потому что "это холодные цвета, которые не должны раздражать".
Дэвид Хеммингс утверждает в своей автобиографии, что актер Ричард Харрис был изгнан со съемочной площадки после того, как ударил Микеланджело Антониони. Другая инфа: Харрис ушел из-за того, что съемки "Красной пустыни" затянулись, а ему надо было играть в "Майоре Данди". Как бы то ни было, в некоторых планах вместо Харриса фигурирует дублер.
Во время съемок Харрис впервые попробовал ЛСД и перебил кулаками все зеркала в гостиничном номере.Версия для печати
Я уже давно разделяю для себя игровые фильмы на две категории. Первая категория – визионерские фильмы, "сновиденческие", в которых режиссер приподнимает завесу над чужими, незнакомыми мирами. Вторая категория – драматические, в которых следишь за сюжетными перипетиями. Фильмы первой категории снимать, конечно, значительно сложнее, хороших фильмов в этой категории раз-два и обчелся.
Микеланджело Антониони склонен к созерцанию, его стиль максимально подходит для того, чтобы снимать фильмы первой категории. Собственно, весь его творческий путь (начиная с достаточно неумелых "Подруг") посвящен был тому, чтобы достичь совершенства в области визионерского кино. В "Красной пустыне" – своем первом цветном фильме – Антониони, наконец, этого совершенства достигает.
Сюжет "Красной пустыни" можно описать в одном абзаце. Джулиана, героиня Моники Витти, месяц назад попала в автокатастрофу и получила сотрясение мозга. Об этом ее муж Уго, инженер крупного завода, рассказывает своему новому коллеге, инженеру Коррадо. Коррадо западает на странную красоту Джулианы, но еще интересней для него странное поведение Джулианы. Они много времени проводят вместе, он пытается ее понять.
Антониони снимает историю отчуждения. После автокатастрофы весь окружающий мир превратился для Джулианы в Чернобыльскую зону отчуждения. Джулиана тянется к семье, людям, городу, но мир ускользает сквозь пальцы. Страшно!
Антониони находит такие локации и снимает в таких ракурсах, что вроде бы привычные вещи кажутся незнакомыми, футуристическими. Режиссер тщательно работает и с актерами: Джулиана, вроде бы нормально разговаривая, при этом постоянно меняет положение в пространстве – как бы ускользает от своего собеседника. Каждая сцена в фильме сделана настолько выверенно, настолько точно, что "странность" начинает жить полноправной жизнью. Сквозь обычный промышленный портовый город начинают проступать очертания иного, сумеречного мира, в котором потерялась душа Джулианы. Подобные трюки удаются очень немногим режиссерам!
Антониони сделал новаторский фильм. Он нашел немало прекрасного в растекшемся по реке мазуте, гигантских заводских трубах, обшарпанных стенах. Надо полагать, что "Красная пустыня" дала прекрасный стимул для того же Тарковского…
В 1966 году Антониони пойдет еще дальше: снимет настоящее постмодернистское кино (по типу романа "Имя Розы" Умберто Эко) – "Фотоувеличение", в котором первая категория (сложное визионерское кино) будет объединена со второй (сюжетный фильм, детектив).