Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1964)
В главных ролях: Питер Селлерс, Джордж К. Скотт, Стерлинг Хейден. В ролях: Кинен Уинн, Слим Пикенс, Питер Булл, Джеймс Эрл Джонс.
Награды: 3 BAFTA — лучший фильм, лучший британский фильм, лучший художник (Кен Адам). Bodil Awards — лучший европейский фильм. Hugo Awards — лучший драматический фильм (в жанре фантастика). Синдикат итальянских киножурналистов — лучший иностранный режиссер. New York Film Critics Circle Awards — лучший режиссер. Гильдия сценаристов США — лучший сценарий.
National Film Preservation Board, USA — National Film Registry (1989)..
Интересные факты о фильме:
Более точный перевод слова worry — беспокоиться. Название фильма пародирует название книги Дейла Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить".
По первоначальной задумке, Питер Селлерс должен был играть в фильме не три, а четыре роли, однако он не смог подобрать специфический акцент для техасца майора Конга, которого в итоге сыграл Слим Пикенс.
Идея Машины судного дня почерпнута Кубриком из проектов кобальтовой бомбы Лео Силарда, а также реального термоядерного оружия образца Теллера-Улама.
Есть классные режиссеры, добавлю — мертвые классные режиссеры, чьи фильмы я не тороплюсь посмотреть оптом. Спешка тут ни к чему, ибо новых фильмов они уже никогда не снимут. Посему хорошо иметь в загашнике пару-тройку еще несмотренных картин Кубрика, Поланского, Бергмана, к которым можно обратиться, когда осточертеет текущий репертуар. "Смотри-ка, какой клевый фильм, оказывается, снял Стенли Кубрик!"
На самом деле, "Доктора Стрейнджлава" я как-то начинал смотреть по телевизору, но не покатило. И вот настал момент, когда я отсмотрел его от начала до конца. И на этот раз покатило. Очень даже покатило!
"Доктор Стрейнджлав" представляет собой пример изысканной сатиры. Отменный сценарий, потрясающие типажи, натуралистичные диалоги. Как говорится, "сейчас так снимать не умеют", и это действительно так, современные комедии — в лучшем случае смешной и, в любом случае, глупый балаган. А что касается "Доктора Стрейнджлава", то уже через пару десятков лет его будут воспринимать как политический триллер, перемешанный с крепкой научной фантастикой.
Это рассказ о том, как спятивший начальник авиабазы дает приказ бомбардировщикам, несущим на борту ядерные бомбы, обрушить всю свою мощь на Советский Союз. Отозвать самолеты может только командир, а он, как известно, спятил. Высшее командование США оказывается перед дилеммой: либо поддержать начинание психа и вероломно победить в молниеносной ядерной войне, либо связаться с генсеком коммунистической партии и... это самое, извиниться. Но всё оказывается гораздо хуже: у русских на днях была доделана Машина судного дня, которая — в случае ядерного удара по территории СССР — сработает автоматически и уничтожит весь мир к хуям.
Словом, кругом сплошная необратимость, изначально вызванная беспокойством за мир во всем мире (устраши противника, воздержи его от удара по твоей щеке — и тогда уцелеешь сам и дашь уцелеть другим, — вот доктрина, работающая, кстати, и по сей день).
История разыграна совершенно бесподобно. Фильм Кубрика — реалистическая карикатура или карикатурный реализм. Советский посол, нацистский ученый на службе Пентагона, нахрапистые американские генералы, командир B-52 (простой техасский парень, оседлавший вместо коня ядерную бомбу) — все эти образы невероятно рельефно выточены. По "Доктору Стрейнджлаву" можно изучать эпоху холодной войны, да и, пожалуй, не только.
Мощный фильм и даже слегка пугающий. Потому что расклады, которые Кубрик выдаёт, все эти рассуждения героев фильма, полемика, так сказать, "на высшем уровне", выглядят убедительно и даже почти не гротескно. Фильм — провокационный, угрожающий. А следовательно, обладает явным антивоенным пафосом.
Представляю, какой эффект этот фильм произвел в свое время, в разгар "холодной войны", выйдя на экраны сразу после Карибского кризиса.
Кубрик затащил в проект Питера Селлерса, с которым сотрудничал в своем предыдущем фильме — "Лолита". Говорят, на этом настояла "Коламбия пикчерс". Здесь британский комик исполняет три роли — нацистского ученого, президента США и капитана Мандрейка, пытающегося переубедить спятившего начальника. Селлерс несколько лет назад снялся в популярной сатире, тоже на тему холодной войны, — "Рев мыши". Фильм Кубрика, конечно, мощнее. И здесь Селлерс по-настоящему жжот! В общем-то именно по "Стрейнджлаву" становится очевидным все величие Селлерса. Удивительно многоплановый актер.