Режиссер:
Георгий Данелия. Сценарий: Резо Габриадзе, Георгий Данелия, Оператор: Павел Лебешев, Художники: Александр Самулекин, Теодор Тэжик, Монтаж: Татьяна Егорычева, Наталья Добрунова, Композитор: Гия Канчели.
В главных ролях: Станислав Любшин, Леван Габриадзе, Евгений Леонов, Юрий Яковлев. В ролях: Анатолий Серенко, Игорь Ясулович, Ольга Машная, Лев Перфилов, Ирина Шмелева, Александра Дорохина, Георгий Данелия и пр.
Награды:
1988 — Спецприз жюри (Данелия) — Fantasporto; лучшая музыка (Канчели), лучший звукооператор (Екатерина Попова) — Ника.
Интересные факты о фильме:
Фильм культовый, фактов в интернете полно, например, много их на уикипедии и т.д.Версия для печати
0. Вот шедевр, про который мало что можно написать, потому что посмотрело его сто пятьсот миллионов человек, а написало еще больше, а плодить сущности без необходимости грешно. Поэтому я напишу тут только две мысли, которые раньше не встречал — возможно, просто по невежеству своему.
1. Первое — мне хотелось бы перекинуть тут мостик к "Монти Пайтону и Священному Граалю". Полноценного мостика не получается, потому что напрямую сравнить эти два фильма — довольно глупо. Если привлечь, однако, еще один фильм — "Жилую комнату", то эта идея не кажется уже такой глупой.
Во-первых, как бы очевидны связи между "Монти Пайтоном" и "Жилой комнатой" (общий творческий метод, относительная схожесть декораций, минимализм и пр. — см. в соответствующем отзыве на "Жилую комнату"); Во-вторых, как бы так же очевидны связи между "Жилой комнатой" и "Кин-дза-дзой" (возможно, ненамеренные): жанр, похожесть локаций, пустота, абсурд, атмосфера; все это заставляет обратить внимание на неочевидное на первый взгляд в-третьих: и в "Кин-дза-дзе", и в "Монти Пайтоне" важную роль играют (навскидку) пустота, абсурд и некоторая малобюджетность на грани минимализма. Изучение связей между двумя великими фильмами еще ждет своего исследователя, а мы же, обозначив свой приоритет в этой области, перенесемся к следующему аспекту фильма Данелии.
2. Аспект этот состоит в довольно уникальном сочетании клаустрофобии и агорафобии. В самом деле: страшны здесь и открытые пространства, и закрытые. Когда летишь в пепелаце, например, внутри него тесно и неприятно, но вместе с тем так же тесно и неприятно снаружи — в жуткой пустыне. И непонятно даже, что неприятнее. Все это вместе создает некоторую болезненность восприятия, которой, кстати, нет при просмотре аннглийских абсурдистов, но которая характерна для многих литературных шедевров — от Камю до Кафки. И поэтому я ставлю "Кин-дза-дзу" выше "Монти Пайтона" — она более приближена к литературе, хотя, конечно, в "Монти Пайтоне" больше всяких литературных аллюзий.
3. Основным предметом данных кратких размышлений является взаимоотношение и соотношение пустоты и наполненности. Странным образом, четкое выделение крайней пустоты или крайней наполненности пространства/времени является маркером фильма хорошего или близкого к гениальному. Пустоту заметить легче, в большинстве гениальных фильмов она присутствует, даже не буду перечислять. Самый яркий пример наполненности, который я могу вспомнить — "Отсчет утопленников" Гринуэя.
Под это можно подвести следующую теоретическую базу — дескать, гениальное произведение воздействует на пространство-время, и чем оно произведение сильнее, тем сильнее воздействие, а зримым подтверждением этого воздействия является как раз некоторое преобразование или распределение; но это все слова, читатель не хуже меня сможет подвесит под это дело теоретическую базу.
4. Наконец, иллюстрацией ко всему вышесказанному могут служить также бессмертное: за открывшейся дверью пустота это значит что кто-то пришел за тобой это значит что теперь ты кому-то понадо понадо понанадобился