Режиссер:
Кристофер Монгер. Сценарий: Кристофер Монгер по рассказу своего деда Айвора Монгера, Оператор: Вернон Лэйтон, Художник: Крис Лоу, Монтаж: Дэвид Мартин, Композитор: Стивен Эндельман, Продюсер: Сара Кертис.
В главных ролях: Хью Грант, Тара Фицджеральд, Колм Мини. В ролях: Иэн Макнис, Иэн Харт, Кеннет Гриффит, Тьюдор Воэн, Хью Воэн, Роберт Пью, Юэн Рис и др.
Награды:
1995 — приз экуменического жюри — ММКФ; был отобран в секцию "Особый взгляд" на Каннском МКФ.
Интересные факты о фильме:
Режиссер и сценарист Кристофер Монгер услышал эту историю от своего деда Айвора Монгера как истинную, но, к сожалению, в реальности все было совсем не так. Деревня, в которой все якобы происходило (Taff's Well), на момент съемок была уже довольно урбанизированной территорией, а на горе, о которой идет речь, стояли ветровые турбины и электрогенераторы, поэтому снимать фильм пришлось в другом месте. В частности, многие сцены были сняты в пабе "Плуг" в месте под названием Llanrheadr-ym-Mochnant;
После выхода фильма на гору Ffynnon Garw (Garth Mountain) устремилось множество туристов, и в 1999-м г. поставили там специальный знак, описывающий реальное положение дел, и грозящий двухлетним заключением за раскопки на холме.Версия для печати
Нас со Сладкой N., конечно, насторожило, что в фильме играет Хью Грант, но посколько смотреть особо больше нечего было, а посмотреть что-то было надо, мы решили рискнуть.
Хью Грант таился и ничем не выдавал своей хьюгрантовской сути. Он играл сотрудника географического общества, чуждого всякой сентиментальности, и единственное, что было в нем от того Хью Гранта, которого мы все знаем — эти его фирменные помаргивания, когда он сосредотачивается и пытается сказать что-то важное. Но важное это — не признаться в любви, а объявить валлийцам, что холму, который он измерил, не хватает четырнадцати футов для того, чтоб считаться горой.
Конечно, это не то, что нужно романтичной барышне. Помаргивания помаргиваниями, но Хью Гранту платили не для того, чтоб он моргал. Cherchez la femme. Как-то же нужно привлекать женщин в кинотеатры.
Но — никаких женщин. Хью Гранту грозит опасность другого рода. Его могут побить валлийцы. Звучит уже смешно. Каждому образованному человеку ясно, что валлийцы — прообраз хоббитов, существ добродушных и нерешительных, но благоразумных и с собственной гордостью. Вместо того, чтоб побить землемера, они решают насыпать немножко земли на холм, чтоб он уж стал наконец горой. Для этого им нужно задержать землемера с напарником и втихаря закопать на вершине флагшток. Они задерживают их разнообразными способами, в том числе комическими, и землемеру с напарником никак не удается покинуть валлийскую деревеньку и отправиться дальше.
Образованному зрителю использование слов "землемер" и "никак не удается" уже намекает на "Замок" Кафки. Трепетная девушка ни о какой Кафке не думает, а видит, что появляется, наконец, девушка — достойный канидат на любовь Хью Гранта.
Но фильм не об этом, никакой романтики не видит ни искушенный зритель, ни трепетная девушка. Пафос фильма — в первую очередь героический. В фильме с Хью Грантом смешно избегать спойлеров, так что очевидно, что свой холм они насыплют. При этом они проявят беспримерное мужество, один человек даже (а вот тут спойлер), и все это будет увязано с библейскими мотивами служения Богу и т.д. Грешники исправятся, розы зацветут, господь явит чудо, и холм превратится в гору.
В середине фильма появляются намеки на любовь Хью Гранта и девушки, но дальше намеков они не идут. Во всяком случае, внимание на этом совершенно не акцентируется, что нетипично, конечно, для фильмов с Хью Грантом. Вот уж дело движется к финалу, зритель испытывает свой катарсис, а Хью Грант не признается никому в любви, и даже ему никто не признается. Томные девы беспокоятся!
Как раз на этом месте рецензии необходимо сказать, что искушенный зритель найдет здесь, что фильм очень похож на Whisky Galore! Настолько похож, что один можно счесть ремэйком другого. Оба фильма о том, как на окраине империи забавная туземная деревня успешно объединяется для общего дела. Правда, если в фильме про виски общим является порок пьянства, то в этом — патриотизм, высокая цель, вот он, невольный каламбур, высокий холм, высокая цель. Это очень хорошие, благородные, хотя и наивные и простые люди, объединившиеся в едином простом и наивном порыве. Зритель может это оценить, и он чуть не плачет, даже и трепетная дева, позабыв про любовь, чуть не плачет. Помимо общего сюжета, фильмы повторяются мотивно: паб как главное место действия indoors, выходной, после которого все пропало, противодействующая стихия, комичное желание скрыть свой поступок от властей — при этом все честны, плохих персонажей нет. Отсутстсие женщин, в конце концов.
Кстати, если валлийцы, судя по этому фильму — хоббиты, то шотландцы, судя по Whisky Galore! — гномы.
Фильм этот в сегодняшней России будет не понят. Сельчанам, например, и в голову почему-то не приходит дать землемерам взятку, самое естественное решение для наших сельчан. Они честны, врать здесь плохо (не как у нас, в государстве орков, где эта норма, тем более по отношению к государству, не то что размыта, а приобрела негативное значение). Все играют по таким правилам: мы вас тут немножечко обманем, зато все, что вы видите — по закону. Немножечко обманывают, но все-таки — по правилам.
В самом-пресамом конце, после катарсиса (довольно сильного, и очень хорошего) приляпана эстетически неприятная сцена, в которой Хью Грант обретает-таки любовь. Сцена эта настолько нелепа, и настолько не подходит к остальному фильму, что видно, что она вставлена только потому, что вы че суки совсем охренели? у нас тут хью грант че моргать только будет? любовную линию вставили, быстро! И сценарист вставляет несколько сцен, подготавливающих любовь Хью Гранта, и два обнявшихся силуэта на холме при луне в тишине.
И эта нелепость раздражает, потому что фильм, очевидно, не про любовь. А про долг, смерть, преодоление, Бога, судьбу. Там отличный юмор. Нет, опошлили-таки все своим Хью-грантом, тьфу!