В главных ролях: Лотер Блюто, Аден Янг, Сандрин Холт. В ролях: Аугуст Шелленберг, Танту Кардинал, Билли Ту Риверз.
Награды: Австралийский киноинститут — лучший оператор. Общество австралийских кинооператоров — лучший оператор. Genie Awards — лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий, оператор, художник, актер второго плана (А.Шелленберг). Motion Picture Sound Editors, USA — лучший монтаж звука..
Интересные факты о фильме:
Потребовалось четыре года, чтобы найти деньги для "Черной сутаны". Никто не хотел вкладываться в историческую картину про индейцев, в которой основной темой является религия. В итоге решающим фактором стало то, что фильм снимал Брюс Бересфорд, чей скромный фильм "Шофер мисс Дейзи" вызвал сенсацию, получив пачку "Оскаров" и став коммерческим хитом, а также громадный успех "Танцев с волками".
Жестокие сцены пыток, изображенные в фильме, вызвали протест со стороны коренных индейцев. Версия для печати
Владимир Гордеев:
Христианский миссионер в дебрях севера: гуроны, ирокезы, алгонкины
Фильм на редкую тему – о христианских миссионерах в Северной Америке.
"Черную сутану" долго не могли снять, поскольку не могли найти средств. Деньги появились, когда в качестве постановщика ангажировали австралийского режиссера Брюса Бересфорда, годом ранее испытавшего подлинный и, к слову, свой единственный триумф в Голливуде со скромной драмой "Шофер мисс Дейзи", собравшей в прокате огромные деньги и получившей четыре "Оскара", в том числе за лучший фильм года.
Забегая вперед, скажу, что "Черная сутана" успехом не пользовалась ни у зрителей, ни у критиков.
Интересно также, что в том же 1991 году был реализован еще один проект – "Игры в полях господних" – о христианских миссионерах в Южной Америке. Этот проект вынашивался еще дольше, чем "Черная сутана", впрочем, с ним проблемы были не финансовые.
"Черная сутана", действие которой происходит в конце XVII века, повествует о путешествии отца Лафорга в далекую миссию. Его отправляет в "добрый путь" губернатор Квебека. Сопровождают Лафорга дружественные алгонкины. Также с ним идёт молодый белый парень, искатель приключений. Миссия находится в землях гуронов, до нее – не один день пути.
Картина преисполнена красивых видов суровой северной природы. Путешествие начинается осенью, незадолго до наступления настоящих холодов. Фильм пронизан сыростью, весь он какой-то зябкий. Индейского вождя по имени Хомина преследует видение какого-то острова посреди речного разлива, где он, по-видимому, найдет свою смерть. Постепенно накаляются отношения между белыми миссионерами и индейцами, идущими целым табором. В один особенно холодный день отец Лафорг остаётся один. Индейцы бросают его. Бросает его и Даниэль, влюбленный в дочь вождя.
Вскоре, устыдившись, Хомина возвращается, – и всем скопом (Лафорг, Даниэль, Хомина, его дочь и еще пара человек) отряд попадает в плен к злобным ирокезам…
В романах Фенимора Купера постоянно идет противостояние "хороших индейцев" (могикан), помогающих "хорошим белым" (англичанам), и "плохих индейцев" (гуронов), помогающих "плохим белым" (французам). В фильме Бересфорда при большом желании можно обнаружить тех же "хороших" и "плохих" индейцев, но картина напрочь лишена куперовской романтики. Фильм сделан максимально реалистично. Фильм брутален. Наконец, индейцы не делятся на "плохих" и "хороших". Хомина разъяснит Лафоргу суть индейских пыток: "Мы бы поступили так же. Не устрашишь чужое племя, все решат, что ты слабак".
Примечательно, что Лафоргу за весь фильм практически ни разу не придется сразиться за свою веру или хотя бы противопоставить ее вере чужой. Слишком много в этом неуютном мире других вещей, которым приходится противостоять.