Режиссер:
Никита Сергеевич Михалков. Сценарий: Виктор Мережко, Оператор: Павел Лебешев, Композитор: Эдуард Артемьев.
В главных ролях: Нонна Мордюкова. В ролях: Светлана Крючкова, Юрий Богатырев, Федор Стуков, Андрей Петров, Иван Бортник, Олег Меньшиков, Владимир Хотиненко, Никита Михалков, Александр Адабашьян и др..
На "Сапсане" пассажирам показывают фильмы, чтоб можно было скоротать четыре часа от Питера до Москвы и обратно. На поезде в Питер показали сначала третью серию "Гардемаринов, вперед", а потом четвертую серию "Гардемаринов, вперед".
То есть вот как это происходит: чувак (или чувиха), садясь на поезд, думает, засмотрю, думает, кинцо. Какое-нибудь кинцо интересное засмотрю. И тут ему — хуяк! — гардемарины вперед, да не с начала, а с третьей серии. А потом сразу четвертую серию, заполировать. Это охуенно, я считаю.
На обратном пути показывали не гардмеринов вперед, как я уже было приготовился, а, напротив, "Родню" Никиты Михалкова, известного в народе как Ногос Ебатикин. Вообще у меня стойкая идиосинкразия к Ебатикину, но тут, зажатый между окном и Сергеем Р., я не мог никуда уже деться. Это я объясняю, почему вообще мне пришла в голову такая странная идея смотреть фильм "Родня". Я его раньше не смотрел.
И вы знаете, хороший же фильм. Я для тех, кого тоже тошнит от Ебатикина, быстренько расскажу о том, что в этом фильме — это как бы в джентльменский набор входит — знать, что такое "Родня" — ну, и сцена с танцем Богатырева и Мордюковой вообще входит в культурный код российского человека, я ее раз пятнадцать видел.
В общем, это фильм про то, как женщина средних лет (по сценарию, видно, 50-) приезжает из деревни в областной небольшой город, а там живет ее родня: дочь, внучка (которую играет внучок), зять, бывший муж, его дети. И все везде плохо: дочь с зятем давно не живет, бывший муж пьет и т.д. Такая кондовая бытовуха. И вот эта бабушка ходит по городу от одного персонажа к другому и пытается их то ли помирить, то ли я хуй знает что. Там еще есть чувак таких же пожилых лет, который с ней познакомился в поезде и сразу влюбился, слабохарактерный персонаж типа Андрея Мягкова в "Иронии любви". И она между ними ходит и ходит, и все как бы плохо, но в итоге она мирится со своей дочкой, потому что родня, хуле.
Фильм как бы говорит нам о том, что родня по крови сильнее всех остальных видов родни. Но ценим мы его не за это.
Ценим мы его вот за что: за правдивое изображение правды жизни, за поэтику серости, наивысшее, даже гипертрофированное воплощение которой имеется в фильме "Облако-Рай", единственном гениальном высере режиссера Досталя. За пустые рестораны, "местнет" в гостиницах, унылые улицы, работающий телевизор, одиноких бегунов, знакомства в поезде, постылые семейные отношения, ненависть и скуку. За мечты о чем-то большем, или хотя бы о том, чтобы все было хорошо. Чтобы все было хорошо.
Заставлять верить, что все так и было, меня заставляет персонаж Мордюковой — тетка с золотыми зубами и в перманенте, нарядившаяся в город, вроде хорошая, но самый консервативный электорат, запутена и застабильность. Эта тетка олицетворяет собой правду жизни, это верно. Она характерно и даже портретно напоминает мне нечто среднее между тетей Валей и тетей Аней, ближе к тете Вале, когда они были помоложе, конечно, дай им бог здоровьичка, хотя я их не люблю особо — но родня все же, не чужие люди.
Вот только что мне пришло в голову, что это вообще все тут в одном семантическом гнезде — родня, консерватизм, община — все это в контексте этого фильма означает борьбу человека с одиночеством. Теперь, кажется, точно можно констатировать, что в современном западном обществе человек проиграл, в отличие от традиционных обществ исламских, например, стран. Нынче семьи маленькие, родни почти нет, человек привык к одиночеству, у него есть интернет, в конце концов. На западе с его индивидуализмом борьба уже прошла, у нас затухает, но в советское время была в самом разгаре. Традиционное русское общество испытывало тлетворное, так сказать, влияние запада, страдала от поступи прогресса, и персонаж Мордюковой олицетворяет уходящее старое, а персонаж Феди Стукова (внучка) — малоприятное новое. С эволюционной точки зрения жизнь Мордюковой (ее персонажа) (и в какой-то мере ее мужа) не сложилась именно из-за того, что человек прошлого пытался воспользоваться возможностями настоящего (развод, строительство городов etc.), но не умел. В ее жизнь медленно, но верно, входит одиночество, а деревни-то разрушены, родни никакой уже нет, есть только непутевая дочка с еще менее путевой внучкой, ну что ж, давайте такую, какая-никакая, а родня. Очень хорошо видно, на чьей стороне симпатии Михалкова, так что его нынешнее охранительное поведение прочитывалось уже тогда. Строго говоря, это задним числом, из нынешнего дня, понятно, о чем фильм, и про Михалкова все понятно, а из того времени, конечно, ничего этого видно не было. Я далек от того, чтобы говорить "режиссер хотел показать" или "автор сценария хотел рассказать". Я уверен, что ничего такого сознательно они сказать не хотели, и с этой точки зрения, как и многие великие фильмы, он ухватил эпоху.
Ну и да, понятно теперь, почему этот фильм русский. У нас не так давно был общинный строй, носители необщинного сознания почти все погибли или ассимилировались в других странах, а у всех остальных зрителей этот фильм, по идее, должен оставлять какой-то отклик в душе, поскольку апеллирует к не очень давним корням. Мои деды, кстати, все землю пахали! У меня кузенов и кузин больше двадцати штук. И все такое.
Кроме того, фильм же снят офигенно. Михалков все-таки умел, пока не стал Ебатикиным. Ненавязчивая камера и навязчивая музыка, я бы сказал, почти гениальная игра актеров, не то, что у нынешних задротов, режиссер их хорошо построил, молодец. Есть несколько ударных сцен — я как раз говорю тут не про пресловутый танец Яковлева, а про встречу Мордюковой с бывшим мужем и — особенно — про сюрреалистическое прощание на вокзале.
Я не понимаю, как этот фильм может кому-то не понравиться. Но может, наверно: Михалков своими трудами и днями основательно подпортили себе карму. А вообще странно найти фильм такого уровня в советском говне на ту же тематику и тех же лет.
Вторым фильмом в "Сапсане" был даже иностранный! Какой-то мультик под названием Battle for Terra, я бы и на него рецензию написал, но у меня наушники сломались.