Режиссер:
Дэвид Лин. Сценарий: Роберт Болт, Майкл Уилсон, Т.Э. Лоуренс, Оператор: Фредди Янг, Композиторы: Морис Жарр, Фред Гилберт.
В главных ролях: Питер О'Тул, Алек Гиннесс, Энтони Куинн. В ролях: Джек Хоукинс, Омар Шариф, Хосе Феррер, Энтони Куэйл.
Награды: 7 "Оскаров" — лучший фильм, режиссер, оператор (цвет), декорации (цвет), монтаж, музыка, звук. 4 "Золотых глобуса" — лучший фильм, режиссер, оператор, актер второго плана (О.Шариф). 4 BAFTA — лучший фильм, лучший британский фильм, лучший сценарий, лучший актер (П.О'Тул). British Society of Cinematographers — лучший оператор. David di Donatello Awards — лучший иностранный продюсер, лучший иностранный актер (П.О'Тул). Directors Guild of America, USA — лучший режиссер. Синдикат итальянских киножурналистов — лучший иностранный режиссер. Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм. Laurel Awards — "лучший фильм о дороге". National Board of Review, USA — лучший режиссер, Top Ten Films. Гильдия сценаристов Британии — лучший сценарий..
Интересные факты о фильме:
Для Питера О`Тула "Лоуренс Аравийский" стал первым блокбастером в карьере, а роль Лоуренса — его первой большой ролью. Кроме того, весь "цивилизованный" мир впервые увидел Омара Шарифа, звезду египетского киноэкрана.
В фильме нет ни одной женщины, если не считать девушки в чадре, появляющейся в течении нескольких секунд в окружении принца Фейсала.
Роль шерифа Али прежде Омара Шарифа предлагали отдать Алену Делону, но тот отказался носить коричневые контактные линзы, которые скрыли бы его голубые глаза.
Практически все передвижения в картине происходят слева направо. Режиссер Дэвид Лин использовал этот прием, чтобы подчеркнуть, что "Лоуренс Аравийский" — фильм-путешествие.
Питер О’Тул чуть не погиб во время съемок сцены в Акубе. Пистолет, выстрел которого должен был просигнализировать о начале сцены, сработал преждевременно, в результате чего верблюд Питера О’Тула запаниковал и сбросил актера на землю. Тем временем лошади со статистами понеслись вперед, сметая все на своем пути. Для исполнителя главной роли все могло закончиться трагически, если бы его верблюд не встал над ним и не уберег актера от копыт лошадей.
Изначально режиссер Дэвид Лин хотел, чтобы главную роль исполнил Альберт Финни, однако Кэтрин Хепберн настояла, чтобы продюсер Сэм Шпигель рассмотрел кандидатуру Питера О’Тула.
"Лоуренс Аравийский" – самый кассовый фильм 1962 года и самый знаменитый, самый масштабный фильм Дэвида Лина. Эталонный байопик, а кроме того прекрасный авантюрный фильм.
Первая мировая война. Лейтенанта Томаса Эдварда Лоуренса, дерзкого, постоянно нарушающего субординацию, образованного, но постоянно этим кичащегося, по запросу Арабского бюро начальство определяет на "самую бесперспективную" линию боевых действий, – точнее даже не линию, а набор хаотично разбросанных точек, то есть, в Аравийскую пустыню, населенную враждующими племенами бедуинов. Бедуины считаются плохими бойцами, — когда они штурмовали Медину, турки порвали их на британский флаг. Первой задачей Лоуренса является установка контактов с принцем Фейсалом. Он должен понять, на что рассчитывает принц в этой войне.
Итак, Лоуренс попадает в пустыню, в абсолютно чужую культурную среду, и со временем становится там своим. Он объединяет племена и поднимает Арабское восстание.
Просто поразительно, сколько общего у этой истории с сюжетом "Дюны". Когда я смотрел фильм, за образом Лоуренса неотступно прослеживался Муад’Диб, "мессия", поднявший восстание фременов. Заметьте, что фантастический роман Фрэнка Херберта был опубликован всего через несколько лет после выхода "Лоуренса Аравийского" на экраны.
В этом нет ничего удивительного. Фильм Лина, основанный на реальных фактах, невероятно зрелищен и колоритен. Бесконечные пески, война, сабли, дикость арабов и постоянно прорывающаяся наружу внутренняя дикость, полубезумие, нездоровая отвага Лоуренса Аравийского, – всё это поражает воображение.
В прологе фильма Лин показывает смерть героя. Он разбился, не справившись с управлением мотоцикла. Во время панихиды журналисты опрашивают тех, кто его знал. И хотя в Англию Лоуренс вернулся национальным героем, отношение к нему тех, кто его знал, – неоднозначное.
Выдающаяся операторская работа, звездная роль Питера О’Тула (полагаю, что Дэвид Боуи, играя военнопленного в картине Нагисы Осимы "Счастливого рождества, мистер Лоуренс", без особой застенчивости копировал О’Тула в роли Лоуренса Аравийского).