Длинный, но увлекательный фильм о долгом и трудном пути двух британских путешественников, Ричарда Бёртона и Джона Спика, к истокам Нила.
В прологе фильма повествуется об их первой совместной экспедиции вглубь Сомали, закончившейся неудачей. Герои едва уносят ноги от дикого африканского племени. Оба ранены. Эффектный кадр: Бёртон, раскачиваясь от усталости, стоит на песчаном гребне, всматриваясь в темноту, высматривая в ней Спика, совершенно затерявшегося во тьме ночи и толпе орущих воинственных аборигенов. Внезапно откуда-то вылетает копье и пронзает физиономию Бёртона насквозь.
Потом — кадры ухоженной викторианской Англии. Бёртон и Спик организовывают новую экспедицию — на сей раз к "лунным горам", которые, по легенде, обрамляют великие озера, откуда берет начало великий Нил.
Тут-то, собственно, фильм и начинается. Но он вовсе не заканчивается открытием озёр. Скандалы, интриги, расследования в цивилизованной викторианской Англии превратят Бёртона и Спика из друзей во врагов.
Самая сильная сторона "Лунных гор" — дотошность Боба Рафелсона в создании антуража. Фильм выглядит очень достоверно. Пожалуй, это один самых зрелищных исторических фильмов на тему географических открытий, совершенных на "черном континенте". Режиссер сознательно уходит в тень, избегает экзальтации и выпячивания "собственного авторского стиля", впрочем, таков собственный стиль Боба Рафелсона. "Лунные горы" — сухой и сдержанный фильм. Если бы в нем присутствовал закадровый пояснительный текст и отсутствовала нетрадиционная ориентация Спика, его легко можно было бы счесть высокобюджетной телепостановкой канала BBC...
А снимал фильм оператор Роджер Дикинс, в будущем — постоянный оператор братьев Коэнов. Можно сказать, что "Лунные горы" стали настоящим трамплином Дикинса в большой Голливуд. Да и немудрено: водные просторы, джунгли, пустоши, красочные туземные племена, старая Англия — всё выглядит в высшей степени замечательно.