Режиссер:
Эрик Тилль. Сценарий: Камиль Томасон, Баот Гэвиган, Оператор: Роберт Фрайсс, Композитор: Ричард Харви.
В главных ролях: Джозеф Файнс. В ролях: Альфред Молина, Джонатан Ферт, Бруно Ганс, Питер Устинов и другие.
Награды: 2003|2004 — "Золотой Экран"; Гран-При (Biberach Film Festival); Silver Chris Award (Columbus International Film & Video Festival); Лучшая работа художника-постановщика (Bavarian Film Awards).
Смотреть биопики — это зачастую трата времени. Особенно если тупо берется страничка из школьного учебника по истории за седьмой класс, отсекается все лишнее, причем, непонятно по каким критериям, и на основе полученной шпаргалки создается фильм. Еще хуже, когда подбирая актера на роль исторического лица, забывают изучить портрет на той же страничке учебника. Но даже сие не столь обидно, если актер сумел как-то правдиво изобразить "жизнь замечательного человека".
Что себе думали немцы, выбирая на роль Мартина Лютера этого нытика Файнса с мордашкой обиженного детьми хомячка? Наверно решили, что если разок сошел за Шекспира, то сойдет и за Лютера. Мол, все они, ЖЗЛы, в то время были на одно лицо. Все бились в истерике от чрезмерной рефлексии, влюбленности и поэтического экстаза. У всех глазища на мокром месте, так и просящиеся на малюнок в стиле анимэ. Ну да, в сцены, где Файнс мельком изображает Лютера-переводчика Библии, человека сформировавшего, по сути, современный немецкий язык, еще как-то где-то верится — все эти поиски единственно верного слова, с мечтательным взглядом и гусиным пером перорально... Но в в сценах, где Файнс изображает Лютера-реформатора, каковые составляют наибольшую часть фильма, мы видим какого-то додика, а не человека рискнувшего во времена инквизиции круто раздолбать католическую церковь.
Графа-покровителя Лютера в этом фильме исполнил известный писатель и актер сэр Питер Устинов. Это его последняя роль в кино. И даже за него в этом фильме стыдно. Настолько несусветные колебания от волевого, хитрого, умного, благородного старца, до маразматика, впавшего в детство, что созданный образ не воспринимается даже как роль персонажа из неудачного комикса.
Зато Альфред Молина, замечательный некогда актер, в этом фильме продолжает играть роль-комикс злодеев. А-то! "Человека-паук 2" — хорошая школа!
Что еще сказать? Костюмы в фильме красочные. Богато так костюмирован фильм, да. Даже крестьянский рваный прикид выглядит роскошно. В общем, никакой это не биопик и не исторический фильм, ибо, скажем, "тема Мюнцера" вообще не раскрыта, совсем нам неизвестно из фильма, что был такой Мюнцер, и чего отчебучил Лютер после крестьянских восстаний, как радикально изменились его взгляды и поступки. Фильм заканчивается на невразумительно-феерической ноте, из которой следует, что Лютер — чуть ли не дедушка-Ленин в молодые годы, друг печников и сосипатычей. Незаурядный человек, круто повлиявший на ход истории, остается в памяти, после просмотра этого фильма, каким-то особенным эпилептиком, зычно бьющимся в конвульсиях в келье, пока его корефан и ангел-хранитель (кстати, немецкий актер, игравший ангела в "Небе над Берлином" Вендерса), не находит себе места за дверью.