В главных ролях: Рэйф Спол, Джен Меррэй. В ролях: Стивен Хоган, Дэйвид Моррисси, Рори Кинан, Афе Даффин, Кэрри Краули, Нед Деннехи, Питер Фольбрехт и др.
Чтоб вы не думали, что в Ирландии снимают только хорошие фильмы, вот вам еще один свеженький фильм, который был представлен на последнем Фестивале Ирландского кино (в самой Ирландии релиз был 15 марта). Название перевели как "На Землю", хотя ‘Earthbound’ в данном случае уместнее было бы перевести как "На Земле", "Привязанный к Земле" и т.д.
В этом фильме довольно великая идея, но реализована она довольно плохо. Не идентично такая же, но схожая идея имется в новогреческом фильме "Клык", который при этом снят еще хуже. Эта серьезная идея эксплуатирует ту гипотезу, что мироощущение ребенка, понимание "как все устроено", формируется по большей части или исключительно за счет влияния родителей. Я никогда на эту тему серьезно не думал, но на правду эта гипотеза не похожа — причем именно крайне неправдоподобный "Клык" со своей ненатуральностью является, пожалуй, наиболее убедительным аргументом против: на самом деле дети отлично познают мир и без родителей. В "Клыке" все сделано тупо и в лоб, рассматривать может быть интересно разве что как притчу, впрочем, мы об этом уже писали.
В обсуждаемом же фильме все сделано гораздо тоньше, в первую очередь, потому, что картина мира, полученная от родителей, касается не всей жизни детей, а только одной (хотя и важной) ее частности. Умирая, отец рассказывает маленькому Джо, что на самом деле он, т.е. отец, инопланетянин, пережидающий на Земле смутное время на своей планете, где был революционером и т.д. Сын, соответственно, тоже инопланетянин. Отец оставляет ему вещественные доказательства, такие, как пистолет, который землянам кажется игрушечным, но инопланетян может замораживать, прибор, наведя который на землянина, можно определить его, землянина, генетическую совместимость с указанными инопланетянами и все в таком духе. И вот Джо прожил много лет с этим добром и тайным знанием, ничем не отличаясь от любого другого доброго дублинского хипстера, лишь проверяя время от времени ту или иную девушку на генетическую совместимость с целью продолжения рода (это он успел пообещать отцу).
ВСЕМ ПИСТОЛЕТИК ПОСОНЫ!!!
Второе, почему описанная выше идея реализована тоньше — то, что мы до финала не понимаем, кто тут сумасшедший. Или это отец сумасшедший, а сын слишком впечатлительный; или это сын сумасшедший, а отец рано умер; или вообще никто не сумасшедший, а отец и сын на самом деле инопланетяне. Тем самым создатель фильма как бы говорит нам: вот, есть такая идея, но я не знаю, может быть, это и не идея, а на самом деле они инопланетяне. Правдоподобия это фильму не добавляет, естественно, однако все же некоторая неоднозначность создается, и это хорошо.
Ну и фильм этот, начинаясь, как sci-fi, продолжается как romance (ибо он встретил и полюбил подходящую ему девушку), потом как психоаналитическая драма (она находит ему психиатрического специалиста), потом как ужасы, причем непонятно, мнится все больному рассудку героя или же на самом деле за ним гоняются агенты тирана с чужой планеты. Так он несколько раз меняет жанр, пока дело не доходит до того (причем мы до сих пор не знаем, на самом деле это происходит или нет), что знаменитая игла в центре Дублина оказывается носом гигантской инопланетянской ракеты, врытой в землю, примерно вот так:
Вообще фильм раскрывает проблему солипсизма и бла-бла-бла (читатель с легкостью доскажет все остальное; читатель лучше критика знает все про солипсизм, тем более, что и читатель-то в виде шара находится только в голове критика и т.д.)
Обращает на себя внимание кастинг исполнителей главных ролей. Зачуханный хипстер в очках, внешне чем-то напоминающий Ваню К—ва; предположить в нем что-то героическое сложно. Главный женский персонаж — тоже хипстер, очень милая девушка, но ничего особенного; ты и я, читатель, мы с такими общались, причем неоднократно: умеет одеваться, ходит по магазинам, где-то там кем-то работает и пр. В общем, совершенно обычные люди, такие обычные люди, что это раздражает; чуваки дико похожи на карикатурных типов с Болотной. Разве что одеваться при ограниченном бюджете умеют гораздо лучше, впрочем, в России вообще проблема хорошо и разнообразно одеваться при ограниченном бюджете. Кстати, сами актеры, видимо, тоже похожи на типов с Болотной, а не на актеров — то есть, возьми произвольных чуваков с Болотной, я думаю, они не хуже бы сыграли. И вот этим типам приходится действовать по-настоящему — все заверте, они бегают от инопланетян, инопланетяны бегают за ними, на Земле вдруг откуда-то обнаруживаются их сторонники и т.д. И вот когда они действуют по-настоящему, они все равно действуют не совсем сами по себе, а во многом влекомы стихией.
Получается такая поэма без героя, ну, и еще немного про солипсизм, и смотреть на все это не очень интересно (лично мне). По сути, мощный сет-ап (отец, умирая, совершает каминг-аут, что он инопланетянин) — единственное достоинство картины, остальное режиссер слил — ну, какая-то беготня, а до того какие-то разговоры, ага ага. Полная аналогия с каминг-аутом на Чистые Пруды — таким же мощным и прекрасным сет-апом, бездарно и безжалостно слитым городскими хипстерами с тонкими ручками.