В главных ролях: Джеймс Кэвизел, Майя Моргенстерн. В ролях: Моника Белуччи, Христо Дживков, Франческо де Вито, Маттиа Сбрагиа.
Награды: Christian WYSIWYG Film Festival — лучший фильм. Общество кинодраматургов Испании — лучший иностранный фильм. Ethnic Multicultural Media Awards, UK — лучшая актриса (М.Моргенстерн), лучший художник. Golden Knight Film Festival — Гран-при, лучший актер (Х.Дживков). Синдикат итальянских кинокритиков — лучшие костюмы, лучший художник. Motion Picture Sound Editors, USA — лучший звук. National Board of Review, USA — приз за выразительность. People's Choice Awards, USA — лучший фильм. Satellite Awards — лучший режиссер..
Интересные факты о фильме:
Поначалу Мел Гибсон намеревался обойтись вообще без субтитров, однако впоследствии они были добавлены.
Актер Джеймс Кэвизел, сыгравший роль Христа, жаловался, что отнюдь непонарошку получил плеткой по спине. Мощный удар рассек ему плечо. До сих пор на спине актера красуется шрам длиной в 14 дюймов.
Предварительных билетов на фильм было продано больше, чем на любой другой фильм в истории кино. Кроме того, "Страсти Христовы" стали самым кассовым фильмом категории "R".
Чтобы положить на тело Кэвизела кровавый грим, требовалось около 10 часов.
100 миллионов долларов из кассы фильма Гибсон пожертвовал католической церкви.
Фильм был запрещен в Кувейте и Бахрейне.
Фильм держит первую строчку в рейтинге самых скандальных и дискуссионных фильмов в истории кино (журнал "Entertainment Weekly" от 16 июня 2006 года). Версия для печати
"Страсти Христовы" я посмотрел в 2004 году, ровно на Пасху. Первое, что радует в фильме, — каноничность сюжета, а то достали всякие изощренные домыслы, психологизм-фрейдизм и прочая байда, которую эстетствующие сценаристы и режиссеры пытаются запихать в Новый завет; второе — предельная натуралистичность, что выгодно отличает фильм от "правильных", но слишком гламурных, приглаженных похождениях Христа. Гибсон снял фильм-иллюстрацию, фильм-икону. Фильм прост и убедителен. Приемы, которые использует режиссер, вообще-то являются "запрещенными". Они совершенно неизысканны, грубы, да к тому же изрядно затасканны (здравствуй, нехристь Фон Триер), но, как ни странно, удивительно приходятся к месту. Любого человека в конце концов передернет, когда ему крупным планом будут демонстрировать на протяжении 15 минут, как плетка-семихвостка вырывает из живого тела куски мяса, или как ворон выклевывает человеку глаз (привет от Бунюэля), или как увесистым молотом перебивают колени (кристально чистый звук долби сарраунд — отличный хруст костей). Насилие и жестокость, кровь, слезы и пот изображаются более чем наглядно, без утайки, в лоб. В данном конкретном фильме это совершенно оправданно и нареканий не вызывает (ну разве что дурацкий эпизод с промелькнувшим мимо сходящего с ума Иуды привидением — это уж, я считаю, просто моветон: таким халявным способом пугать зрителя. Мне-то, конечно, что... я привык, но по зрительному залу пробежала реальная дрожь). Простота требует простоты: дикие нравы, варварство, скотство не заслуживают камеры Саши Вернье.
Внимание к деталям сообщает сюжету мега-реалистичность: Христова кровь на ступнях римских палачей, струйка крови стекающая с торчащего из креста гвоздя, кишащие в теле мертвого осла насекомые, терновый венец, который не появляется на голове Христа сама по себе, а его грубо нахлобучивают на голову легионеры и наконечником копья (а не руками, потому что больно) вбивают поглубже. Это уже не притча и не поповские вымыслы, это реальность, пусть и оставшаяся в далеком прошлом. Реальность логичная и убедительная. Необузданная быдлянская толпа, просвещенный и гуманный по меркам того времени Понтий Пилат, который вынужден идти на поводу толпы. Если римские легионеры выглядят как сборная команда СС, то евреи изображены в еще более неприглядном свете — фашисты хотя бы своих не мучили, и даже еврей Симона, который тащил крест за Христа, не реабилитирует их в наших глазах, потому что если б его не принудили солдаты, он бы шел дальше и шел своей дорогой.
Следует еще заметить, что Христос в этом фильме вызывает не только жалость и сострадание, но и уважение за негибаемую силу воли, стойкость характера, што ли. Это не просто кроткий блаженный хиппи с причудами, как его изобразили даже в таком отличном фильме, как "Евангелие от Матфея" Пазолини, это прирожденный лидер. Поэтому корыстная ненависть и страх первосвященников, которые "завели" толпу, становятся абсолютно понятными.
Понятно, впрочем, и то, что режиссер Мел Гибсон гораздо сильнее актера Мела Гибсона.