Режиссер:
Давид Ондричек. В главных ролях: Себастьян Кох, Иван Троян. В ролях: Сона Норисова, Иржи Штепничка, Дэвид Швеглик, Марек Тацлик, Филип Антонио, Мартин Мышичка, Мирослав Кробот.
Награды:
Фильм был номинирован от Чехии на Оскара-2012, но не вошёл в итоговый шорт-лист..
Интересные факты о фильме:
События фильма разворачиваются на фоне ожидания денежной реформы, произошедшей в Чехословакии в мае-июне 1953 года. По адекватному курсу старые кроны на новые обменивались только до сумм в 500 крон (наличные) и 5000 крон (банковские вклады). Все остальные наличные обменивались по значительно худшему курсу, а банковские вклады, превышающие определённые суммы были просто экспроприированы. Большинство простых людей восприняло реформу, как грабёж. Это привело в массовым беспорядкам, но фильм заканчивается раньше, так что почитайте лучше учебники истории.Версия для печати
Бешеное уныние вызывает этот чехословацко-польский фильм, который одновременно косит под Голливуд (нуар) и под европейские хиты, основанные на тяжелом социалистическом прошлом ("Жизнь других"). Начинается фильм, как классический американский детектив – чешский суперкоп 50-х (шляпа, пальто, дождь, автомобили, все дела) лихо, как два пальца обоссать, раскрывает ограбление. Подозрение падает на еврея-медвежатника, но тот не виноват. Он так и сказал менту: "Ничего не помню, начальник! Пьяный был! Под столом валялся!"
"Оукей!" – говорит суперкоп.
Но тут приезжает злобная гебня, берет расследование в свои руки и валит все чешские "глухари" за последние триста лет на жидов.
Даже есть трогательный момент: беленький автомобильчик со звездой Давида на лбу подъезжает к КПП: "Это ми, кошки, через границу идём".
"Стоять, блять! Заглушить мотор! Всем из машины. Что везете, суки?"
"Это мы вспомоществение братиям по вере везем, начальника!"
"А где напиздили?"
Однако чешский суперкоп не поддается давлению гебни, которая пытается помешать чешским евреям от души профинансировать Сионистское Оккупационное Правительство. Он продолжает гнуть свою линию, за что и расплачивается жизнью.
В фильме даже есть такой тонкий нюанс: герою противостоит настоящий коммунист-бывший эсэсовец.
"В тени" — комичная смесь из ученического подражания Голливуду и сентиментальных пост-советских киноразоблачений режима.
И знаете, что я вам скажу… СОЦЛАГЕРЬ жив! Этот чехословацко-польский коммерческий высер до боли в жопе напоминает российские аналоги. Вымученные бездарные шаблоны.
А кто не верит глазам, то хотя бы поверьте ушам. Обратите внимание на саундтрек. Это одна и та же проблема восточно-европейского "недоблокбастера": хочется быть Хансом Зиммером или хотя бы Ньютоном-Ховардом, но не получается. Вроде бы и трубы, и басы, и оркестр весь такой из себя, но всё не в лад, всё невпопад, и, самое главное, не в кадр… и как-то заунывно.
Чехословакия, 1953 год. На улице – восстановление экономики страны после войны (всё никак не закончится) и насаждение коммунистической идеологии тем, кто сильно сомневается. Капитан Хакл – нормальный такой мент-работяга, который расследует ограбление ювелирной лавки. Сначала кажется, что всё просто, и следы быстро приводят к раскрытию. Но одна мааааленькая зацепочка заставляет Хакла поскрести ещё... потом ещё... и скоро уже он понимает, что оказался в центре довольно мастабных событий с политическим подтекстом.
В этом мире много непонятных мне вещей.
Религия.
Утконосы.
Предварительное протирание спиртом места, в которое приговорённому делают смертельную инъекцию.
Но одной из самых загадочных вещей для меня безусловно являляется российская "Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России". Если кто не знает – это такой выпердыш нынешнего российского режима, суть которого состоит в том, чтобы окончательно утвердить историю в той роли, которую она играла в Советском Союзе – продажной девки политической системы, а не науки, каковой её считают во всём остальном мире. Подобно тому, как российский парламент – не место для дискуссий, так и российская история – не место для научной полемики. Есть только один взгляд на историю – правильный. А все остальные – не важно, подтверждаются ли они какими-то фактами, доказательствами, документами, свидетельскими показаниями – всё это ножки Буша, фейсбук и содомия, враги Свободного Человечества. Главной задачей этой дивной комиссии, конечно, является защита самого светлого, что есть в душе у каждого пост-советского человека – Великой Победы, одержанной Мужественным Народом под предводительством Мудрого Сталина. Любое из слов в предыдущем предложении, написанное с большой буквы, является важным, и замене или коррекции не подлежит. То есть любая попытка замены или коррекции – как раз и есть та самая фальсификация истории, с которой борется эта пресловутая комиссия.
А между тем жизнь идёт своим чередом. Любое действие вызывает противодействие – и в приложении к исторической науке это утверждение имеет вполне конкретное наполнение. Любая идеология, так или иначе насаждавшаяся сверху, и уничтожавшая альтернативные взгляды на реальность, после своего падения порождает ревизионизм – и чем более жёсткой и неадеватной реальности эта идеология была, чем сильнее маятник отклоняется в другую сторону. Здесь это тоже не вопрос исторической правды – а вопрос, скорее, силы идеологии. Прославлявшие фашизм немцы после падения Третьего Рейха разродились тоннами макулатуры о страданиях немецкого народа под фашистской пятой. Прославлявшие мужество покорителей дикого запада американцы – более понятный пример – после конца маккартизма и начала эпохи "культурных революций" разродились ревизией вестернов, так хорошо знакомых нам по ГДР-овским фильмам с Гойко Митичем (ок, это не американское кино, но в Америке происходило то же самое). И падение социалистического блока в Восточной Европе неизбежно вызывает аналогичные процессы в искусстве.
"В тени" в этом плане – не просто ревизионизм, это такой эталонный ревизионизм. В этом фильме социалистическая власть (с "Товарищами из Москвы" за спиной) разоряет людей грабительскими реформами, при этом до последнего продолжая врать, что их не будет, сажает евреев, недобитых фашистами, фактически только за то, что они евреи, и, наконец, доходит до полнейней крамолы – СС-овец показан в картине более честным и человечным, чем советские товарищи. То есть это как раз та самая "попытка фальсификации истории в ущерб интересам России", которой противодействует комиссия, описанная выше.
Фильм довольно интересно смотреть – по двум причинам. Собственно, его интересно смотреть, потому что он построен, как детектив, но дополнительно интерес к нему вызывают две причины. Первая – вот эта атмосфера двора-колодца родом из пятидесятых. Глеб Жеглов и Володя Шарапов. "Сберкассу ограбила банда из тунеядцев завода имени светлого пути". Странно, но даже я, хотя и в страшном сне не мог бы назвать себя "советским человеком", испытываю смутную ностальгию по эстетике братьев Вайнеров. Вторая причина – вот этот ревизионизм. Он такой простой, такой... не знаю, даже... детский, что ли, прямо умилительный. История о том, как "советское руководство" делает гадости от имени трудового народа и втихаря всё это прикрывает – что-то сродни романа "Фатерлянд" Роберта Харрис. Харрис, конечно, неплохой писатель, ("Призрак", по которому Поланский фильм поставил, так вообще ничего), но книга, итоговая мораль которой – "фошысты убивают людей!" не может вызвать у читателя ничего, кроме улыбки, всё равно улыбки, даже если там массовая смерть и прочие ужасы. Что-то подобное и здесь. Ревизионизм в картине не разоблачительно-шокирующего, а какого-то медицинского толка. ОК, ставим галочку. Чехам теперь СС-овцы ближе коммунистов.
Ретро-детектив про Чехию пятидесятых с преувеличенными акцентами времени, который внезапно превращается в кино про политические репрессии и судьбу тех смельчаков, которые пытаются им противостоять. Идеологически сделанный прямолинейно, в детективной части фильм создает изрядную головоломку, которую после некоторого порога вхождения становится интересно смотреть. Желая запутать, авторы даже создают некое эротическое притяжение между приезжим немцем и женой главного героя. В общем, расследуя вполне понятное, на первый взгляд, убийство суховатый следователь сталкивается с антисионистским заговором, которым руководят напрямую из Москвы. Слово "Москва", конечно, имеет дьявольский оттенок.
Вчера я прочитала новость о том, что весь рабочий люд Великобритании дико нажрался, играл на волынках и весело плясал после смерти Маргарет Тэтчер. Это прекрасная, духоподъемная картина. У нас такие же празднества начались бы, если б на Кремль упал метеорит. Причем, думаю, празднества были бы по всей стране, бесконечные, словно новогодние праздники. Недавно, когда ехала в командировку в Череповец, таксист спросил, правда ли в Москве аномальные снегопады. Едва я успела удивиться такому участию, как мужик добавил: "Хоть бы их всех там завалило".
К чему я это? Меняются режимы, а "Москва" все так же омерзительна. Надеюсь, Путин умрет раньше, чем я, так что я успею в честь этого надраться. И на волынке сыграть. И поплясать как следует. Я не поняла в фильме только одного — почему все евреи согласились с обвинениями?