Дебютный джалло Ардженто, в котором он как будто намечает канву "Кроваво-красного", по праву являющегося одним из лучших фильмов жанра, ослепительной жемчужиной щедрого, красочного, сюрреалистического триллера. Интересно, что сюжетная линия, какие-то находки, ключевые точки истории здесь очень сходны с "Кроваво-красным", но там талант режиссера раскрылся во всей полноте, с невероятной силой, тогда как в "Птице с хрустальным оперением" мы видим амбициозного, яркого, полного идей дебютанта, который прекрасно ориентируется в материале и знает, чего хочет. Также "Птица..." стала первой картиной из "животной" трилогии Ардженто с вычурными названиями и нереальными убийствами и первым фильмом Витторио Стораро в качестве оператора. Стораро затем будет снимать "Последнее танго в Париже" и "Апокалипсис сегодня", но и в первой самостоятельной работе он, поверьте, не подкачал. Музыку написал Эннио Морриконе, так что "Птица..." — это старт, которого хотели бы многие.
Деятельный иностранец Сэм должен уехать из Италии следующим вечером, однако он становится свидетелем убийства в художественной галерее. Сэм видит, как женщина дерется с фигурой в черном плаще, а затем она оказывается прямо перед ним, отделенная лишь толстым стеклом. Рот прекрасной незнакомки раскрыт в крике, кровь от безжалостной ножевой раны окрашивает белую одежду. Бесконечно медленно она зовет на помощь, и эта сцена, в которой Ева Ренци чарующе умирает в то время, как ее невозможно достичь, вспыхивает и отпечатывается в памяти. Это, наверное, одна из самых эротичных сцен гибели, подчеркнутая невозможностью добраться до жертвы. Т.е. против своей воли я хочу, чтобы она умирала еще.
Сэму удается спасти женщину с помощью полиции, однако его отъезд становится невозможен. Теперь он свидетель, и чтобы ускорить процесс, Сэм начинает свое расследование череды убийств.
Ардженто в своей лучшей ипостаси неимоверно хорош тем, что не экономит на деталях, различных особенностях персонажей, которые совершенно необязательно должны "выстрелить". Ему просто не жалко сделать полотно еще более насыщенным, многоплановым, и это вызывает восторг на контрасте с современными хоррорами, где ты имеешь дело с персонажами-клише. Каждый из второстепенных лиц, встреченных в "Птице...", обладает собственными чудаковатыми чертами. Сюрреализм джалло, у многих авторов механистический, построенный на цветах, окружении и схематических приемах, у Ардженто буквально расцветает. Его погони полны мистики, загадки, окружающее превращается в лабиринты, из которых могут вынырнуть самые неожиданные персонажи. Попытки покушения на Сэма выглядят как сбой сознания. Он мотает головой, как делает это и зритель, потому что Ардженто его мастерски дурачит. Также он прекрасно играет с живописью, которая играет ключевую роль и в "Кроваво-красном", и в "Синдроме Стендаля", и здесь. Переплетение живописи и киноискусства, особенно в детективной рамке, — это отлично. При этом "Птица..." не поражает развязкой, ставшей классической для джалло, но все равно смотрится недурно.