Обычный провинциальный город. Обычный мальчик по имени Джесс из простой американской семьи с очень небольшим достатком. У Джесса три сестры, мать, отец. Отец — обычный столяр. Как это часто бывает, больше всего ласки перепадает последнему, позднему ребенку, и поздний ребенок — вовсе не Джесс. К Джессу отец относится со всей строгостью, может, даже с излишней сухостью. По соседству поселяется семья писателей. Их дочка Лесли — ровесница Джесса. Она приходит в класс и сразу оказывается чем-то вроде Алисы Селезневой: лучше всех пишет сочинения, быстрее всех бегает, а кроме того, у нее дома нет телевизора, что вызывает насмешки детворы. Джесс и Лесли силой своего воображения выстраивают в лесу за домом сказочное королевство — Терабитию… В общем, мы имеем довольно типичный сюжет: дети, фантазии, реальность настоящая и реальность вымышленная.
Фильм снят по детской книге Кэтрин Пэтерсон, которая была издана и в нашей стране. Переводчики, похоже, вообразили, что переводят с арамейского: название трансформировалось в "Мост в Теравифию". Но, кстати говоря, в фильме проскальзывают христианские мотивы. Так, например, семья Джесса каждое воскресенье ходит в церковь, а Лесли — ребенок атеистической закалки. Этот момент усилит в финале, о котором я не буду рассказывать, страх Джесса за Лесли.
Для 55-летнего продюсера и сценариста Габора Чупо (он, к слову, выходец из Венгрии) фильм стал режиссерским дебютом. Однако, этот кинодеятель собаку съел на детском кино, создав несколько успешных телесериалов (например, "Ох, уж эти детки!"), и потому четко знал, что делает. Он не стал гнаться за эпатажем, присущим таким известным фильмам о "детских фантазиях", как "Небесные создания" или "Страна приливов". "Мосту в Терабитию" присуща спокойная интонация, умеренность, убедительность, — и тут особенно стоит отметить игру молодых актеров.
Смотришь фильм, и кажется, что ты уже сотни раз видел нечто подобное. Всех этих детей, загородные двухэтажные дома, зеленые школьные дворы, воспитанные ребята и невоспитанные, задиристые одноклассники и спокойные. Кажется, что фильм целиком слеплен из клише, выкованных за годы голливудской истории. Но, однако ж, эти клише складываются в конце концов в такую удивительную мозаику, что даже я, "старый солдат, не знающий слов любви", проронил слезу — и вовсе даже не скупую…