Режиссер:
Михаил Константинович Калатозов. Сценарий: Григорий Колтунов, Виктор Розов, Валерий Осипов, Оператор: Сергей Урусевский, Композитор: Николай Крюков.
В главных ролях: Татьяна Самойлова, Евгений Урбанский, Иннокентий Смоктуновский, Василий Ливанов. В ролях: Галина Кожакина.
Владимир Гордеев:
Забытая поэма о героической советской молодежи, бескорыстно завоевывавшей Сибирь
Фильм Михаила Калатозова "Неотправленное письмо" был давно позабыт, но в середине 90-х, когда мир праздновал 100-летие со дня рождения кинематографа, его нашел и отреставрировал Фрэнсис Форд Коппола. Теперь "Неотправленное письмо" можно посмотреть на блю-рее в отличном качестве и, поверьте, зрелище того стоит.
Этот фильм Калатозов снял после своего международного триумфа с лентой "Летят журавли". "Неотправленное письмо" — гораздо более масштабный проект, почти эпический, хотя в нем задействовано всего четыре актера. Зато четыре актера (точнее, их персонажи) противостоят буквально целому миру – бескрайним таежным просторам Сибири. Иннокентий Смоктуновский играет начальника геологической экспедиции, Е.Урбанский – его помощника, а молодые Василий Ливанов (будущий Шерлок Холмс) и Татьяна Самойлова (звезда "Летят журавли") аспирантов-геологов. В труднодоступных местах Сибири, где до ближайшего человеческого жилища тысячи километров, группа упорно пытается найти месторождение алмазов и, достигнув успеха, становится жертвой суровой и лютой природы.
"Неотправленное письмо" – воплощение романтики 50-60-х. Точно таким же духом бескорыстного первооткрывательства, героизма и жертвенности пронизаны, например, ранние фантастические повести братьев Стругацких, описывающие светлое коммунистическое будущее. Калатозов оказался единственным, кому удалось визуализировать это уникальное мироощущение. Причем он сделал это в своей типичной экспрессивной манере.
Фильм снят на высоком техническом уровне. Он необыкновенно зрелищен. Грандиозные сцены лесных пожаров, великие просторы, зима, лето, осень, ледоход… похоже, что Калатозов снимал фильм целую вечность, исколесив со съемочной группой всю Сибирь. Немудрено, что фильм произвел громадное впечатление на Копполу, снимавшего свой "Апокалипсис сегодня" несколько лет в самых тяжелых условиях…
Фильм был отправлен на Каннский фестиваль, но, в отличие, от "Летят журавли" не имел никакого успеха. Видимо, заграница не смогла заглотить бешено зашкаливающий пафос киноленты. Но кинолента воистину прекрасна… как советские почтовые марки.