Фильм снят по одноименной пьесе драматурга Джона Осборна. Спектакль пользовался большим успехом у зрителей и критики. В одной из рецензий Осборна окрестили "сердитым молодым человеком", и этот термин прижился, — молодых писателей и драматургов, реалистично описывающих жизнь своих молодых героев, объединили в общую группу под названием "рассерженные молодые люди".
Продюсер Гари Зальцман был страстным поклонником спектакля "Обернись во гневе". Он призвал автора пьесы Джона Осборна и режиссера Тони Ричардсона на свою киностудию, чтобы те сделали по этой пьесе фильм, который отличался бы правдоподобностью и реалистичностью в лучшую сторону от всего того, что доселе создавали британские постановщики.
Фильм действительно содержит ряд уличных сцен, в которых попадаются запоминающиеся кадры, например, убогого кладбища, рядом с котором присоседилось другое "кладбище" — автомобильных шин.
На главную роль Зальцман пригласил Ричарда Бартона, поддавшись искушению заиметь задешево голливудскую звезду, заинтересованную в этом проекте.
Джимми Портер, 24-летний герой Бартона, закончил университет, но обретается в провинциальном городке и торгует вместе со своим другом сладостями на местным рынке. Жизнь – говно. Не задалась. Жизнь кончена. Портер играет на трубе, смотрит с угрюмым презрением на мир и срывает на жене злобу, достигая в этом деле совершенства. Его формулировки – точны и ядовиты, благо, что он интеллектуал. Но иногда он доходит и до оскорблений действием, которые, впрочем, выглядят "случайными". В их город приезжает театральная труппа, где одну из главных ролей играет подруга жены, Хелена. Конечно, Портер ненавидит Хелену, но та, тем не менее, останавливается у них – чтобы сэкономить. Увидев семейную жизнь подруги и ужаснувшись, Хелена долго увещевает Элисон свалить домой. Что та и делает… А Хелена внезапно занимает ее место. Но ненадолго.
Принято считать, что этот фильм – социальная драма, центром которой является Джимми Портер, раздраженный от собственный бесперспективности и, соответственно, презрения к "высшему свету", представителям которого все блага достались по наследству.
Мне кажется, гораздо интереснее в фильме типаж Элисон, которая как раз и является представителем этого высшего света. Она жертвует всеми благами ради смятенного, нервного, но импозантного, "так тонко чувствующего" грубияна, который временами (очень редкими) умеет быть "таким веселым и нежным". Ситуация, которую я тыщу раз наблюдал в жизни. Девчонки любят говнюков, им с ними жить веселее, чем с хорошими людьми.
Да и Довлатов, кстати, писал о чем-то подобном: "Хороший человек" для нас звучит как оскорбление. "Зато он человек хороший" — говорят про жениха, который выглядит явным ничтожеством..."
Поэтому-то и Хелена, как только законная жена скрылась с горизонта, бросилась к Портеру в объятия. Вся эта взаимная ненависть была для нее любовной прелюдией. Но для Портера Хелена оказалась всего лишь заменой, ну, скажем, батарейки в телевизионном пульте, а впрочем, вещи совершенно необходимой в повседневной жизни…
В гонке за призы Британской киноакадемии и за кошельки кинозрителей "Оглянись во гневе" проиграл фильму Джека Клейтона "Путь наверх", который был снят по роману другого "молодого сердитого" – Джона Брэйна – и вышел в том же году.
Внезапно Зальцман обвинил в провале Бартона, который был "слишком стар" для роли Портера. Лично мне кажется, что Бартон тут на месте – вряд ли его герой хоть как-то изменится к 35 годам... Просто "Путь наверх" обладает более классическим (плоским и нравоучительным) сюжетом, довольно созвучным с "Американской трагедией" Драйзера, а кроме того, более кинематографично снят.