Джимми Свитмен — владелец небольшого кинотеатра, который он отремонтировал благодаря финансам отца своей подружки. Он знает, как доставать редкие фильмы для публики, и в тяжелые для него времена к Свитмену обращается богатый кинофанат, собирающий странные и жуткие старые пленки. Нового работодателя интересует единственный раритет, который никто не может раздобыть, — это картина "Абсолютный конец света" (Le Fin Absolute du Monde). По легенде, этот фильм был показан всего один раз и довел зрителей до безумия — они растерзали друг друга в клочья, а затем кинотеатр, в котором это происходило, сгорел дотла.
По-моему, ни один киноман мимо такой аннотации не пройдет. Учитывая же, что роль Джимми Свитмена досталась одному из "Святых из Бундока", а снимал историю Джон Карпентер, меня начало обуревать такое же любопытство, каким проникается Свитмен по мере своих поисков. Если бы вам дали посмотреть кино, которое сводит с ума и сжигает кинотеатры, вы бы отказались? Вот и главный герой, несмотря на скептицизм и уверенность в том, что его кандидатура является не подходящей для визитов в духе "Клуба Дюма", шаг за шагом проникается чарующим безумием и зловещим обещанием, сопровождающим все сведения о фильме. Чем ближе он подходит, тем сильнее им овладевает проклятое кино, тем более чувствительным становится дыхание дьявольского шедевра, дающее знать о себе галлюцинациями-сигаретными ожогами...
Карпентер взял беспроигрышный сюжет и обошелся минимумом действующих лиц. Собственно, главных героев всего два... нет, три — Джимми Свитмен, слегка чокнутый синефил, исполняемый Удо Киром, и сам фильм. Фильм становится реликвией не только для мрачного работодателя, но и для зрителя, который к концу уже сам готов сесть в кресло в пустом кинозале и отдаться власти монструозного зрелища. Режиссеру удалось в полной мере передать одержимость и увлеченность фанатов кино, готовых разрушить себя ради любопытства. Причем Свитмен, изначально весьма сдержанно отнесшийся к поискам, к концу тоже желает посмотреть "Абсолютный конец света". Проблема в том, что эта тема требует явно не формата в 50 минут. Книга "Flicker" ("Киномания") Рошака, которую я недавно прочла и после которой, собственно, и строчу рецензии, словно заводной цыпленок, раскрывает ее гораздо богаче, околдовывает, попросту порабощает. Я даже подумала, что Карпентер тоже ее прочел, — настолько четко прослеживается параллель. Не знаю, так ли, но режиссеру пришлось ограничиться набором узловых встреч, которые проходят без особого труда, в результате чего возникает вопрос — почему никто не нашел загадочный фильм раньше? Встречи эти страдают схематичностью, им нужна проработка, нужно дополнительное время. Правда, все же успеваешь покатать на языке название, гадая и воображая содержимое "Абсолютного конца света".
К недостаткам "Сигаретных ожогов" относится и мимолетная лирика, которой Карпентер разнообразит повествование, но которая лично мне кажется совершенно лишней — и не страшной, и не драматичной. Разница между богатым коллекционером и Свитменом в том, что первый — синефаг, питающийся жуткими отбросами кинематографа, второй — синефил, идущий на поводу страдания. Но и тот, и другой падут жертвами кино. Конечно же, до самого конца ожидаешь, что же в этом "Конце света" такого, и при таком накале любые ожидания окажутся обманутыми. Чем можно ужаснуть мир, в котором есть "Begotten", насаженные на кол люди из "Ада каннибалов" и [добавить по вкусу]? У Карпентера есть ответ, но вряд ли он вас устроит. В любом случае, когда Удо Кир с залитыми голубоватыми чернилами, слегка выпученными глазами одержимого садится в кресло личного кинозала со стаканом виски в руке, сердце ощутимо стучит.
Интересующиеся могут поиграть с сайтом — http://www.theofficialjohncarpenter.com/, выполненным в виде нехитрого квеста. Хотя рекомендую это делать после фильма.