Когда-то очень давно я прочел фразу Джорджа Лукаса о том, что его "Звездные войны" — подражание "Скрытой крепости" Куросавы. Фраза, прочитанная стодесять лет назад, запомнилась.
А тут я скачал "Скрытую крепость", стал ее изо всех сил зырить… и фраза Лукаса неотступно преследовала меня. Я смотрел. Я сравнивал. И, действительно, увидал немало общего, – если, конечно, мне не померещилось.
Акира Куросава "Скрытой крепостью", снятой вслед за безупречным "Замком Паутины" (фантастический, невероятно мастерский перенос пьесы Шекспира "Макбет" на феодальный дальний восток, — culture clash устранён! — сюжет действительно оказался универсальным), попытался развить свой успех в жанре "дзидайгэки".
Он попытался сделать жанр "дзидайгэки" более массовым и произвёл инъекцию в толстые, заскорузлые вены жанра — вспрыснул туда немного "комедии"… Словом, Куросава попытался превратить классический популярный жанр в еще более развлекательно-массовый.
Главными героями фильма становятся двое крестьян, которые безуспешно отправились на войну. В конечном итоге, эти комично убогие и придурошные плебеи становятся свидетелями и участниками великого приключения: благородный и умелый генерал (Тоширо Мифунэ) спасает и выводит из плотного окружения гордую, своенравную принцессу, — только она может поднять и возродить свой растоптанный врагом феодальный род.
Двое этих крестьян – длинный и короткий, безусловно, послужили прототипами для роботов Лукаса: C-3PO (долговязый переводчик) и R2-D2 (самоездящая бочка). Но в то же время кажется очевидным, что прототипом для героев Куросавы стал дуэт некогда знаменитых датских комиков – Пата и Паташона (длинного и короткого), которые, в случае Куросавы, постоянно чмарят друг друга, но не могут друг без друга жить, потому что они — люди своего круга, в отличие от "долбанутого" генерала Мифунэ, способного отправить родную сестру на смерть, выдав ее за принцессу.
Вероятно, этот фильм был бы таким же захватывающим, как и другие дзидайгэку Куросавы (в "Скрытой крепости" масса великолепных сцен), но, как я уже говорил, режиссер разбавляет свою историю комическими моментами. Эти "комические моменты" безбожно растягивают ленту, рубят темп, потому что Куросава ни разу в жизни не является комедиографом, а во-вторых, японский юмор – это что-то слишком специфическое (я смотрел штук двадцать японских комедий, но из них лишь одна была смешной – "Банзай, режиссер!" Китано).
...Если "Звездные войны" являются всего лишь подражанием "Скрытой крепости", то Лукас — гений масскульта ХХ века. Хм, стоп, кажется, об этом и так всем известно?