Пятеро старинных приятелей любят своих жён. Ну, кто-то больше, кто-то меньше, а один поначалу вообще не женат, но по ходу* женится. Однако это не мешает им обзавестить "тайным местом" — чердачным домиком в многоквартирном доме, построенном одним из них (он архитектор). Это место они используют, сцука, хуле – по назначению. Приводят туда бап, для чисто поибацца. И вот однажды один из друзей заходит в лофт, а там...
Довольно простая поначалу и непритязательная история с трупом в доме и пятью людьми, у которых находится пять ключей от входной двери. Классический английский детектив, в духе Агаты Кристи, постепенно, где-то с середины фильма, начинает меняться, превращаясь в какое-то феерическое действо, и затем снова возвращаясь к более или менее классической детективной канве. Кажущаяся стартовая простота с лихвой искупается детальной прорисовкой персонажей, их сложных взаимоотношений, и красивыми твистами второй половины фильма. Очень качественный, хотя и совешенно неклассический, худанит.
Вообще, мне кажется, детективный жанр в последнее время начал мутировать в правильном направлении. Современные худаниты – это "детектив, который не похож на детектив". Схема классического английского детектива хороша и добротна, но – увы – слишком однообразна. Есть труп, есть ограниченное число подозреваемых, вся история – череда открытий в ходе расследования, и концовка – убийцей являетс я один из подозреваемых. Та-да! Первая подобная история, наверное, была очень крутой (не знаю, если честно, кто там был первым, да и не очень интересно сейчас уже). Но начиная со второй они, по сути, посторяют один и тот же сюжет. Кто убийца? Да один из них! Какая разница кто?
Длительное время для меня было загадкой, почему это нравится людям? Классический детектив царствовал в литературе не меньше трёх десятков лет. Неужели же людям по-прежнему интересно, кто убийца? После того, как Агата Криста создала вещи, в который убийцей был рассказчик и сам детектив – неожиданные повороты кончились. Служанка, садовник, повар – ты мог выбрать любого, мог угадать, мог ошибиться, но эффект новизны пропал. ОДИН ИЗ НИХ. Какая разница кто?
Сегодняшние худаниты более изобретательны. Они уводят зрителя из жанра. Или с самого начала заходят с другой стороны. Ты смотришь мелодраму, или триллер, или военную драму, или что-то достаточно нешаблонное, чтоб нельзя было чётко обозначить рамки. И в конце вдруг выясняется, что убийца – повар! Ты оказался обманут, но не твоими ожиданиями того, кто убийца, а тем, что тут вообще ищут убийцу. Это неожиданно, и часто бывает свежо. Главное с умом подойти к конструированию сюжета.
Лофт весьма недурён в игре с ожиданиями зрителя. Он довольно путанный на нарративном уровне – там несколько временных пластов, мужики в лофте, мужики, дающие показания полиции, разнообразные воспоминания – но всё это изящно складывается в очень цельную картинку. Каждый из персонажей по очереди лидирует, ты меняешь гипотезы одну за другой, пока дело не доходит до яркой развязки. Убица-то – повар!
Приятная штука.
* Для, сцука, малолетних дебилов на всякий случай поясняю – словосочетание "по ходу" имеет в русском языке два значения. 1. Указание направления — "По ходу поезда" (противоположное направление – "против хода"). 2. Указание временного или логического отрезка, "в русле", "на протяжении", то есть "по ходу повествования". Именно так я употребил его в тексте. Никаких других значений у этого словосочетания в русском языке нет. Есть только в вашем, дебильном.
ну она короче по ходу такая говорит – лишние слова в этом предложении выделены подчёркиваниями.
"Лофт" — это смачный, продуманный детектив с сильным сценарием, в котором масса подозреваемых, убедительная паутина мотиваций, незаезженные матерые актеры, неожиданные расклады. Один из пятерых друзей, женатых серьезных мужиков, покупает огромную секретную квартиру, переделанную то ли из фабрики, то ли из бывшего офиса (это и есть "лофт"). С видом Мефистофеля Винсент предлагает по ключу каждому из приятелей — похотливому толстячку Марниксу, нестабильному ловеласу Филипу(чувак из "Бычары"), подозрительному рыжему тихоне Люку и благородному доктору Крису. Теперь они могут встречаться с женщинами, не вызывая подозрения у жен. Доктор брать ключ не хочет, он человек иного склада, однако Винсент, коварно улыбаясь, показывает на великолепную женщину, которая определенно производит впечатление на врача. Да, доктор не такой, как остальные, он влюблен, но лофтом воспользуется и он. В начале фильма в ставшем центром интриг лофте появляется окровавленный труп неизвестной девушки, и друзья пытаются выпутаться из положения. По ходу дела обнаруживаются настоящие бездны.
Основная задача детектива такого рода — с течением времени переворачивать изначальную картину с ног на голову, причем чем чаще и убедительнее это происходит, тем сильнее градус напряжения. В этом отношении "Лофт", поверьте, отрабатывает на все сто — каждая новая деталь заставляет совершать внутреннюю реконфигурацию событий, каждый герой скрывает шокирующие секреты, каждый мелькнувший в кадре вполне мог убить девушку. Но, решив описать хитроумную паутину "Лофта", я вдруг поняла, что в фильме явно присутствует и другая линия, интересующая даже больше, чем хорошо сделанный whodoneit. Это линия холодного игрока, Мефистофеля, злого сверхчеловека, встречающаяся мне в бельгийском кино уже второй раз. Причем именно в таком формате, именно с такими интонациями я больше подобных образов не встречала.
Лофт — это искус, магический артефакт, посул всемогущества, и появляется он не из ниоткуда. Винсент делает всем друзьям подарок, но это не бескорыстный дар, это игра. Кажущийся уверенным, пресыщенным, готовым на риск, Винсент не интересуется обыкновенными случайными связями, он ищет что-то сложное, — что-то, что удовлетворило бы не только тело, но и интеллект. Если пьяной свинье Марниксу достаточно в завалить в углу шлюху, Винсенту нужно что-то сложное, его не возбуждают тела, его возбуждают трофеи. Сам по себе лофт для него тоже ничего не значит, он получает ценность в глазах Винсента исключительно потому, что лофтом совращены другие. Заставляя друзей совершать житейские падения в виде измен, он достраивает извращенную симметрию и лишает падающих друзей того, что для них важно. При этом, что характерно, Винсент не перестает считать обманутых мужчин друзьями, своими друзьями, где слово "свои" доминирует. Винсент потребляет остальных, считая себя сверхчеловеком.
Как-то давно мы с Доком читали ленту новостей, там было о том, как США цинично насилует Ирак, я сказала: "Почему США диктуют другим странам, никак с ними не связанными, как развиваться? Это же полный абсурд". "Потому что они могут", — усмехнулся Док. Примерно то же самое отвечает на вопросы "Почему?" и Винсент. Конечно, мы узнаем, кто злодей, а кто нет, кто преступник, а кто — так, ассистент, и разгадка будет неординарной. Но что действительно впечатляет, так это ухмылка Винсента, протягивающего ключи, за которой стоит та же самая философия, что заставляет Дриза из "Экс ударника" подкидывать отбросам общества повод для самоуничтожения. Лофт и следующая за его секретностью безнаказанность катализирует зло во всех участниках договора — Филип еще больше съезжает с катушек, Марникс становится невыносимым, Люк превращается в вуайериста, Крис пробует на прочность свой кодекс чести. Но Дриз гораздо умнее Винсента, потому что он испытывает только любопытство, не более. Винсент же поплатится за самомнение.
И это только один пласт. В "Лофте" есть не только детективная интрига для просмотра, но и масса нюансов, над которыми приятно размышлять. Прекрасный, крепкий фильм.
Бельгийский неонуар, который трудно смотреть потому, что ни один из персонажей не вызывает симпатии и не заставляет себе сопереживать. Группа, как говорится, "состоявшихся мужчин", зажравшихся представителей среднего класса, у которых нормальные работы и нормальные семьи, принимает предложение своего неженатого друга-архитектора воспользоваться квартирой на последнем этаже спроектированного им и свежеотстроенного дома. Предполагается, что эта квартира станет местом для тайных свиданий с блядями.
В общем, до поры до времени так оно и происходит. Чуваки водят в квартиру телок и ебут их в свое удовольствие. Видимо, они как-то договариваются о времени: скажем, один приводит телку в понедельник, другой во вторник, третий – в среду и т.д. Всё это проводится в режиме строгой конспирации, чтобы жены не засекли, хотя какая может быть конспирация в коммуналке? В одной из сцен кто-то из героев сорвется на истерику и набросится на товарища: "Ты кому-то рассказывал о нашей квартире?" "Я – нет, никому. Только с вами это обсуждал". То есть, блядей, тем более, общих знакомых блядей, они уже не считают за источник информации. Кроме того, эти великовозрастные болваны имеют привычку оставлять шлюх одних в квартире.
В общем, это история про жадных мужчин, которые скупятся снять гостиничный номер на ночь, предпочитая регулярно пользоваться халявой. Понятно, что такой долбоебизм к добру привести не может. Сюжет выстроен ретроспективно: в начале фильма мы уже имеем два трупа. Кто убил? За что? Зачем? Покажет следствие.
Добротный, хотя и скучноватый худанит, ставший хитом бельгийского кинопроката. Видимо, до бельгийцев всё доходит как до динозавров: эротические триллеры пользовались успехом еще в начале 90-х, а после их успех сошел на нет. Поучительные истории, рассказывающие, как опасен бывает секс (даже безопасный, лол), всем давно приелись.