Режиссер:
Бен Эффлек. Сценарий: Джошуа Бирмен, Крис Террио, Антонио Мендес, Оператор: Родриго Прието, Композитор: Александр Деспла.
В главных ролях: Бен Эффлек. В ролях: Джон Гудман, Брайан Кренстон, Алан Аркин, Виктор Грабер, Тейт Донован, Клеа Дюваль, Скут МакНейри, Рори Кокрейн.
Награды: 2013 — Лучший фильм (драма) — Золотой Глобус
2013 — Лучший режиссёр (драма) — Золотой Глобус.
Интересные факты о фильме:
Сценарий для "Арго" (который использует ЦРУ в фильме) взят из так и не снятого фильма "Владыка света" (Lord of Light) по роману Роджера Желязны.
ТВ-шоу с победной речью Теда Кеннеди на выборах кандидатов в Нью-Йорке и Коннектикуте было 25 марта 1980 года, а миссия была завершена 27 января.
Для того чтобы придать фильму ощущение 1970-х, Бен Аффлек снимал его на обычную пленку, урезал кадры вполовину, а затем растягивал до 200 %, чтобы увеличить зернистость. Он также скопировал движения камеры и шумные сцены в офисе из фильма "Вся президентская рать" (1976) для сцен, изображающих штаб-квартиру ЦРУ. Сцены на улицах Лос-Анджелеса он заимствовал из фильма "Убийство китайского букмекера" (1976).
Когда этот фильм был показан на Международном кинофестивале в Торонто (Онтарио, Канада), он вызвал много критики по поводу того, что несправедливо минимизирована роль канадского правительства в оказании помощи шести американцам, которым обеспечивают защиту при побеге из Ирана. Бен Аффлек в итоге согласился и переписал заключительный текст, отметив, что операции ЦРУ активно содействовало правительство Канады, а дело стало отличным примером международного сотрудничества.
Первоначально Бен Аффлек рассматривал Брэда Питта на роль Тони Мендеса, но из-за несогласованности расписаний ничего не вышло.
При создании сцены, где Тони Мендес отправляется в Голливуд, чтобы обратиться за помощью, знак Hollywood очень ветхий, что соответствует действительности для середины 1970-х годов, когда после многих лет небрежного отношения знак выглядел именно так. Знак был построен в 1920 году, и изначально планировалось, что это будет временная конструкция. Тем не менее этот знак отремонтировали и восстановили, заменив буквы в ноябре 1978 года, за год до того, когда начался кризис с иранскими заложниками.
На общем плане сцены взлетающего из Далласа в Лондон самолета показывают двухмоторный самолет, для которого не были разрешены трансатлантические рейсы до 1985 года.
Команда Calgary Flames первоначально называлась Atlanta Flames. Название сменилось в 1980 году, но свою первую игру они сыграли только в октябре 1980-го.
Морские пехотинцы в посольстве США носят боевую форму. Такая форма одежды была введена только после осени 1981-го.
Когда Тони Мендес пишет поздравления на открытке своему сыну, слово "so" перескакивает на строчку вниз после смены кадра.
Когда швейцарский Боинг-747 взлетает, полицейские машины не отстают, хотя скорость самолета на взлете составляет 160-180 узлов (около 290-320 км/ч). Также они едут прямо за двигателем номер четыре, не испытывая воздействия реактивной струи.
В титрах есть опечатка: Battlestar Gallactica. Правильно пишется как Galactica.
В сцене встречи в офисе Макса Клейна на книжной полке есть автобиография Сида Сизара — "Где я был?" (Where Have I Been?). Эти мемуары не были опубликованы до 1983 года.
Тони Мендес носит Rolex Sea-Dweller DEEPSEA (номер 116660). Эти часы были впервые представлены в 2008 году (в 1980 году модель Rolex Sea-Dweller должна была иметь номер 1665).Версия для печати
1979 год. Тегеран. Революция. Фонарь. Аптека. К власти приходит "молодая команда реформаторов" под лозунги про покращення и почую кожного. Шах, которого они бы очень бы непротив были бы подвесить за яйца, бежал из страны – угадайте куда? – в США. Потому что хоть он и сукин сын (а положа руку на сердце, надо признать, что шах был тем ещё пидарасом), но он наш сукин сын и далее по тексту. Могучие толпы "до глубины души возмущённых граждан" при полном попустительстве полиции ломают к чёртовой матери забор и захватывают американское посольство, в котором находятся 52 американца. Их объявляют шпионами, запирают в клетке, и сотни трудолюбивых мурашек начинают склеивать в подвале посольства документы из ленточек, извлечённых из шредеров.
Однако шести консульским работникам, которые находились на другом здании, удаётся выйти с территории посольства незамеченными.
С этого начинается одна из самых интересных баек в истории дипломатии (известная, как "Канадская хитрость"), и с этого же начинается фильм Бена Аффлека "Арго".
Мне нравится Аффлек, и нравится то, что он снимает. Нельзя сказать, чтоб я прям пёрся от его творчества – но нравится. Он не хватает звёзд с неба, у него такие, знаете, старательные работы, в них видно, как много он ебошит за кадром, чтоб сделать "не хуже, чем у других". Он совершенно не чувствует общую экранную динамику, не понимает фильма, как целостного произведения – из-за этого фильм про малышку воспринимался чудовищно затянутым, хоть там и интересная история и с неожиданным концом. И оригинальности от него тоже ждать не приходится – за что часто критиковали фильм про посёлок, больше известный на наших широтах, как фильм про город, потому что главное достоинство современного боевика – это хоть что-то оригинальное, потому что слишком их много ебашат каждый год, совершенно, блять, одинаковых. Но и в том, и в том фильме была олдскульность, аккуратность и старательность.
"Арго" — историческое кино, и даже так: исторический политический триллер. Здесь важно всё: общий антураж эпохи, как люди двигаются, смотрят друг на друга, как они говорят, эстетика, во что одеты, какие часы носят, какие причёски, на каких машинах ездят на работу, динамика и умение создать напряжение в кадре, погони, неожиданности, капля пота, стекающая по щеке, ну и, конечно, своеобразный юмор. Это картина как раз из разряда тех, где очень нужно старательное исполнение – а потому нельзя не признать, что Аффлек в качестве режиссёра оказался здесь на своём месте.
Фильм не блещет решительно ничем особенным – но при этом чертовски добротно сделан. Стартовая сцена, с паникой в посольстве, в нём вообще офигительная. Ещё много хороших шуток про Голливуд: - Хочешь корчить из себя большую шишку и ничего не делать? Хм... сойдёшь за своего.
Единственное, что Аффлек полностью зафейлил – это корректность по отношению к партнёрам. Даже не смотря на то, что канадского посла он показал отличным парнем, рискующим своей шкурой ради кучки американцев, общую роль Канады в процессе он сильно приуменьшил. Ну вот, например: в фильме есть напряжённая сцена с билетами, которые покупало по телеграфу ЦРУ, в то время, как на самом деле их покупала жена канадского посла, физически, в нескольких разных кассах, по одному-два за раз. То есть эта сцена придумана ради саспенса. И в то же время, в фильме нет действительно интересного реального момента про поддельные паспорта. Дело в том, что канадские паспорта делала, ясен хуй, Канада, а вот иранские визы подделывали в ЦРУ, и люди в ЦРУ, которые этим занимались, зафейлили визы, потому что не знали, что в Иране другой календарь: там новый год в марте, соответственно во всех визах стояли неправильные даты. Это в последнюю секунду заметил сотрудник министерства иностранных дел в Канаде, и с большим трудом ЦРУ успело переделать визы к сроку. И так далее. То есть – нам не показывают реальные саспенсные штуки, где ситуация держалась на канадцах, зато придумывают саспенсные моменты в обход канадцев (приуменьшая их роль).
Ещё хуже Аффлек обошёлся с британцами. На самом деле, и британское посольство, и ново-зеландское активно помогали американским дипломатам прятаться. Там их вообще спасали всем тегеранским дипломатическим сообществом, у этих парней сильно развито чувство солидарности. Американцы успели попрятаться в подвалах у половины послов Тегерана, просто у канадского посла оказалось безопаснее всего. Но Аффлек, как он позже говорил в интервью, "хотел создать ощущение, что им некуда больше бежать", типа, хуле, художественный вымысел ради развлекательного эффекта. Это ж кино, а не документалка.
Я бы рассматривал фильм Аффлека, как своего рода ревизионизм: слишком долго роль ЦРУ в этом деле (да и целом ряде других) замалчивалась, Аффлеку вообще обидно, что звёзды в фойе главного офиса ЦРУ все безымянные. И теперь неизбежна реакция, с обратным эффектом. Должно пройти ещё 10-20 лет, чтоб умерли все участники тех событий (включая президента Ирана Ахмадинежада), и тогда мы сможем посмотреть на те события непредвзято, и рассказать всё, как было.
Ну вы поняли общий месседж моей рецензии, да?
Пора убивать Ахмадинежада.
P.S. в качестве приятного бонуса – рецензия на фильм Аффлека от британского иранца (инглиш инсайд). Обращает внимание на то, как Стамбул, где снимался фильм, похож на Тегеран, и жалеет, что они просрали свою страну, и теперь там сплошное покращення. Ёбаный стыд!