У французской малобюджетной фантастики есть общая черта — она театральна. Все спецэффекты, падение царств и взрывы ты должен представить, как представляет окружение сцены пришедший на спектакль завсегдатай театра. Будь то ранние фильмы Билала или других кинорежиссеров, ты всегда должен поверить глашатаю вначале, рассказывающему, что произошло в датском королевстве и кто герои. На экране будут происходить только беседы людей в скудных интерьерах. Если твое воображение развито, ты принимаешь такой подход. Если нет, ты скучаешь.
Оссанг в "Сокровищах Сучьих островов" — классический театрал. Более того, он довел этот прием до абсурда, воспользовался им в своих целях, ведь Оссанг любит декламировать и снимать, как декламируют его герои, — падшие диктаторы, лысые панки или доктора-наркоманы. Вначале проводник Сучьих Островов рассказывает, что мир катится в ад, что из камня stelin и камня skalt хитроумный инженер с помощью зараженной вирусом плоти создал stelinskalt, новый источник энергии. На Сучьих островах находится завод, с которого все началось. Это место не существует. На нем сильные магнитные поля и огромная радиация. Возможно, это вообще вход в другое измерение — измерение смерти, упоения смертью, бесконечные черные горы и черные пустыни. Stelinskalt, загадочный сплав или топливо, некий вызывающий жадность предмет или символ падения, — вот что важно.
История эта, конечно, не имеет значения, потому что она равна краткому описанию ситуации вначале пьесы. Фильм — это путь отряда, который собирается в "экспедицию" на Сучьи острова, но гибнет. Каждому члену отряда прямо в кадре дается романтическая характеристика. Улисс, Доктор Смерть, и его спутники без проводника теряются на Сучьих островах и сходят с ума, потому что это гиблое место. Одетые в пиджаки, без скарба и оружия ступившие на землю каннибалов, герои ничуть не похожи на участников какой бы то ни было экспедиции. Они просто ходят по кино-сцене и декламируют. Особенно удачно это удается беглому "диктатору", рядом с которым находится не желающая его больше жена Ада.
Не думаю, что сюжет вообще важен для Оссанга, он увлечен чем-то своим — демонстрацией похода в великое ничто, где все разрушается. Но здесь он недожал, все выглядит слишком ненастоящим, а наступление красной ночи и визит каннибалов ты должен представлять сам. Актеры не справляются с задачей, поэтому в воздухе повисает ощущение фарса. "Сокровища сучьих островов" — типичный пафосный артхаусный post-nuke, сопровождаемый закадровым монологом.
В фильме все же есть несколько моментов, которые заставляют затихнуть. Оссанг взял актрису Мапи Галан — и сделал из нее черную королеву фей, плывущую в своем видении, безмолвную, прекрасную, не поддающуюся ни грязи, ни старению. За весь фильм, в течение которого герои-мужчины высказывают все слова, что у них есть, она молчит. Производимый эффект особенно удивителен потому, что сама по себе Мапи Галан не слишком красива, но у Оссанга из-за умелого использования черно-белого и ракурсов она — настоящая богиня. В "Сокровищах" есть сцена, где ее голова с распущенными волосами плавает в воде, создавая гипнотическую спираль. Она поворачивается — голова, лишенная тела, — и в голове начинают вращаться фракталы.
Красота, которая останавливает время и заставляет наклонять голову, чтобы рассмотреть женщину со всех сторон, словно птицу, поражает меня. Она заворожена падением собственного мужчины, а ты заворожен ей. Играет музыка, тебя подхватывает волна грязного звука. Она великолепна.