ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Битва умов / Battle of Wits / Muk gong (2006)


Битва умов
Средняя оценка: оценка: 3.5
2006. Гонконг. 133 минуты.
Жанр: боевик / драма / исторический.

Режиссер: Чи Леун Чён.
Композитор — Кенджи Каваи,
.

В главных ролях: Энди Лау, Ан Сон Ги, Бинбин Фан.
В ролях: Тин Хун, Сун-ки Ан, Си Вон Чой, Ники Кей Люнг Ву.

Интересные факты о фильме:

- Адаптация японской манги. Действие происходит в Китае в 475-221 до н.э. В центре повествования Ге Ли, моист, известный своей идеологией, направленной против агрессии. Когда герцогство Чжао нападает на малонаселенное герцогство Лианг с 15-тысячной армией, то Ге в одиночку выступает в защиту.

- автор музыки — известный композитор Кенджи Каваи (аниме "Призрак в доспехах", фильмы "Звонок", "Авалон", "Семь мечей" и др)

Версия для печати

Феликс Зилич: "кетайцы, ужинать будем в аду!"

оценка: 4

История моистов всегда оставалась для меня большой загадкой. Еще большей загадкой был для меня тот факт, что китайцы до сих пор не сняли про моистов ни одного известного фильма. Почему? Из-за чего? Неужели погрязшая в конфуцианстве партия поставила на истории собственных джедаев-тамплиеров большой жирный крест? Или, быть может, в маскульте Поднебесной про них ходят исключительно негативные истории? Я не знаю — от моих глаз и ушей это сокрыто. Вот только на фоне этого молчаливого сговора еще более показательно то, что инициатива фильма про моиста Ге Ю пришла китайцам от японцев. Экранизацией именно японской манги является новая картина гонконгского режиссера Джекоба Чена “Война умов”. Картина, над которой работали в минувшем году работали лучшие профессионалы из Китая, Японии и Южной Кореи.

Моисты — это последователи жившего в V в. до н.э. философа Мо Цзы. Военный орден монахов-воинов, поклонявшихся небу и проповедоваваших гуманизм и альтруизм. Несмотря на то, что моисты всецело посвящали себя военному ремеслу, для них не было большей ценности, чем обычная человеческая жизнь и благополучие простого народа. Орден моистов просуществовал более стал лет, принимая активное участие в гражданских войнах той эпохи, а потом благополучно распался и исчез, будучи окончательно размолот боевой машиной Цинь Шихуанди.

Действие фильма Джекоба Чена происходит в первой половине IV в. до н.э. В ту эпоху, когда орден уже был на грани раскола, а в Поднебесной шли суровые междуусобные войны. Правитель царства Лян узнает о том, что через его земли должны пройти войска завоевателей из царства Чжоу. Понимая, что его гвардия не в состоянии выстоять против многотысячной армии врага, правитель Лян начинает с горя бухать по черному, а его советники решают обратиться к последнему средству — пригласить в город стратега-моиста.

За пару часов до прихода захватчиков у стен города появляется в плаще рыцаря-джедая подозрительный и коротко стриженный бомж, который утверждает, что именно он и есть тот самый стратег-моист по имени Ге Ю. Можно догадаться, что никаких верительных бумаг у бомжа нет, и выглядит он очень подозрительно, но отчаявшиеся лянцы готовы были поверить в тот момент кому-угодно. Даже протрезвевший правитель, не долго думая, передает Ге Ю все военные полномочия и скрывается в своей башнке. Война начинается.

После постепенного крушения гонконгского кинобизнеса производство больших костюмных фильмов из прошлого Поднебесной почти целиком перешло в распоряжение режиссеров с материка. Артахузные маэстро, посвятившию всю свою жизнь борьбе с цензурой и съемкам фильмов про бедных крестьян, неожиданно ощутили в себе крутость имперского духа, поэтому сразу же бросились снимать монументальные полотна про Императоров, Убийц и Большую Любовь. В результате, истории простых людей, которые эти режиссеры так ценили на протяжении долгих лет, оказались быстро потеряны за бульдозерами золотых доспехов и грузовиками желтых хризантем. Пустой формализм и цирковая эквилибристика заменили в этих картинах даже последние крошки шекспировской мысли.

“Война умов” — приятное исключение из правил. Для начала, оно снова про живых людей. Снова про сильных мира сего, но только теперь в совершенно другом ракурсе. Вспомните “Героя”, "Банкет” или “Проклятие золотого цветка”. Про что эти фильмы? Про то, как сложно быть императором и олиграхом? Вот лично вас это трогает? Быть может, выжимает слезу и портит настроение на весь день? Серьезно? Быть может, вы и разводу Абрамовича сочуствуете от всей глубины души? Если это так, то вам, товарищи, пора пить таблетки. Нельзя быть в XXI веке настолько сентиментальным.

“Битва умов” — это история про людей, которые хотят другим людям одного только добра. При этом не важно кто подразумевается под этими людьями — только соплеменники или все человечество. Каждый из героев честно хочет сделать добро другим людям в том виде, в каком себе его представляет. От всей души хочет, практически не думая о собственной наживе. Результат этот, разумеется, ужасен — каждый их героев терпит в финале сокрушительное фиаско, теряя самое дорогое, что у него было. Это если не говорить при этом про тысячи гниющих трупов под стенами Ляна.

Самое приятное в фильме — это то, что в нем нет никаких прямых параллелей с настлящим. В этом отношении использование рыцаря Мо Цзы — это невероятно хорошая находка… Хотя зачем я говорю про политику. Из-за этого я сразу забываю о том, что фильм снят по японской манге. Именно ее штампы и законы ощущаются в картине гораздо сильнее, чем штампы и законы имперской эпики. Забывать об этом не следует. Особенно месяц спустя после выхода фильма “300”.

(09.04.2007)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Наколю я на жопе пацифик, и поеду в Китай воевать...

оценка: 3.5

Не смотря на то, что мне пришлось пять дней качать этот фильм с рапидшары, а затем больше трёх часов смотреть (ибо у меня была версия на оригинальном языке — кантонском диалекте китайского — с английскими субтитрами, которые я далеко не всегда успевал прочесть вовремя, и мне приходилось всё время тыкать на паузу), я не в обиде на Феликса Зилича, определившего эту картину в разделочную. Ибо фильм оказался если и не великим, то точно стОящим потраченных на него усилий.

Гонконгская адаптация японской манги о китайском средневековье — уже одна идея представляла собой многообещающий микс. Завязка фильма, в общем, нетривиальна, хотя и незамысловата. Армия какого-то древнекитайского самодура пошла войной на армию другого древнекитайского самодура. Как водится у древних китайцев, самодуры управляют не просто какими-то там кантонами, а целыми нациями, потому у армии у них внушительные: по сто тысяч человек. Между тем, на пути самодурской армии оказывается небольшой городишко с каким-то мелким князьком. Пока князёк решает, то ли сдаться сразу без боя, то ли смазать жопу вазелином, и потом сдаться без боя, кто-то послал за "Маци". Что это за Маца, я никогда не слышал, и так, в общем, по ходу фильма и не понял. Поскольку для сути дела это не важно (а если вас волнует точка зрения массового образования, то наверняка кто-то из ребят в других рецензиях раскроет этот вопрос подробнее, и я сам с удовольствием почитаю), то будем считать, что это такой монастырь. Эти маци — пацифисты, считающие, что мир спасёт всеобщая любовь, да к тому же они видные мастера в обороне и защите городов. В общем, когда Винни-Пух уже собирался сказать "Ладно, пускай будут жёлуди", Пятачок сказал "Ладно, пускай будет мёд". То есть, князёк уже успел кого-то послать сдавать город, как тут приходит один такой маци — по имени Ге Ли — и говорит, что он послан оборонять город, и если они ещё не обмочили штаны, то наличествующих людей ему как раз хватит, чтоб надавать по сраке стотысячной армии. В смысле, понятно, что противостоять такой армии они долго не смогут, но фишка в том, что долго и не надо — а то армия древнекитайского самодура выбьется из графика, и не успеет победить армию другого древнекитайского самодура. Так что если месяц держать оборону — те просто пройдут мимо, и пойдут дальше.

Энди Лау — понравившийся мне ещё в "Двойной рокировке" — прекрасен. Да и в целом, гонконгское кино, похоже, оправилось после массовой миграции наиболее видных представителей в Голливуд вслед за Джоном Ву. Лау играет не просто там какого-то маци — он играет самого бога во плоти, И-ДЕ-АЛЬ-НО-ГО человека. Сильный, скромный, бесконечно добрый и всепрощающий, он знает, как спасать людей, как их оборонять, как их, в конце концов, кормить и одевать. Вокруг него тут же начинается какая-то смутная копошня, явственно демонстрирующая, что мир навкругы не столь идеален, как маци. Одни его боготворят, другие завидуют, третьи начинают тихо ненавидеть. Пригласивший его царёк сам начинает плести какие-то интриги вокруг героя, спасающего город от гибели, и не останавливается, как покажет время, даже перед смертью собственного сына. По странной иронии судьбы, единственным человеком, который в конце концов поймёт Ге Ли, и окажется чуть ли не родственной ему душой, окажется древнекитайский самодур, возглавляющий немецко-фашистских захватчиков атакующую армию. Именно он, в итоге, решит судьбу города, хотя к тому моменту зрителю уже практически всё равно — ибо он понял главное.

Не имеет значение, за кем останется последнее слово. В войне никто не может победить.

Война — это всеобщее поражение.

Ге Ли, потративший столько усилий на спасение жизней людей, с ужасом смотрит, как эти люди убивают других, которых они считают своими врагами, в количестве едва ли меньшем, чем они сами. Что делать? Чем руководствоваться? Выбирать жизнь большего числа людей, жертвуя жизнью меньшего? Или спасать женщин, бросая под древнекитайские танки мужчин?

Любовь — решает Ге Ли. Вот то единственное, что может привести нас к победе. Любовь, и отказ от любой войны. И если эти люди не способны понять то, что я говорю, если этот народ — или лишь это поколение — безнадёжно испорчено, то следует просто начать всё с чистого листа. Как и все гении, рано или поздно понимающие, на что стОит полагаться, Ге Ли выбирает педагогику, как единственный способ построить рай на земле. Хотя, судя по дальнейшей истории Китая (вплоть до наших дней), у него едва ли что-то получилось.

Отдельного упоминания заслуживает любовная линия, ибо она действительно хороша. Главная здешняя, земная любовь Ге Ли — словно антипод его вселенской любви — его соратница, сражающаяся наравне со всеми, но в душе такая же слабая и жаждущая ласки женщина, как и все женщины на Земле. Отталкивая её ради своих идеалов, он словно отталкивает бога, и бог жестоко мстит ему за это. Вообще, мне кажется, весь фильм построен на идее мщения — и каждым персонажем в большей или меньшей степени движет месть. Не случайно самый сильный диалог в фильме — между Ге Ли и Коммандором (сиречь великим самодуром) крутится вокруг жажды мщения. "А именно ли мщения ты ищешь? Не жаждешь ли ты лишь утоления собственной алчности и злобы?"

"Битва умов" могла стать первым интеллектуальным историческим боевиком — а вместо этого стала очередным морализаторским китайским супер-эпосом со знаменем пацифика на щите. Лучше ли это или хуже? Не знаю. Во всяком случае, фильм мне понравился. Только не дай вам бог смотреть его на кантонском языке с английскими субтитрами…

(09.04.2007)

Версия для печати


Мор: "красивостям поэт предпочитал подлинности"

Битва умов оценка: 4

Во времена так называемых "воюющих провинций" Китая страна была раздроблена и находилась под властью совершенно различных правителей — семь основных и некоторые более мелкие. 100 000 воинов Чжао были направлены, чтобы завоевать соседнюю династию, но на их пути находился небольшой город Лян. Правитель Лян обратился за подмогой, но вместо военного отряда получил одного моиста (последователь Мо-цзы) Ге Ли, сразу же занявшегося обороной города. С помощью стратегического мышления и уверенности в своих силах Ге Ли удается отразить нападение многократно превосходящего противника, но правитель Лян не слишком-то рад популярности Ге Ли среди народа, и его награда оборачивается предательством.

Во времена разукрашенных, богато расцвеченных, глянцевых эпиков "Битва умов" смотрится, словно зашедший на огонек к "штабным крысам" воин. Первое — и неоценимое — достоинство фильма заключается в том, что между линиями герой-правители режиссер поместил тех, на кого никто давно не обращает внимания. Крестьян, простых жителей в обносках, которые выполняют приказы, таскают солому и трусливыми, грязными лицами оборачиваются к летящим стрелам. Никакого героизма в них не проглядывает и на йоту — это рабы, которые готовы сдаться, кому угодно, лишь бы не умирать. В подобном отношении проглядывает даже Куросава с его порой комичными, порой жалкими, перепуганными жителями из "Семи самураев". Второе достоинство "Битвы умов" — в отсутствии глянца. Здесь хватает атак, отступлений, хитрых ходов и ловушек, но все это гораздо больше похоже на жизнь, чем в роскошных эпосах от Чжана Имоу. Атака с воздушных шаров или пылающие воины врага выглядят как-то очень реально. Здесь действуют люди, а не легенды и не богатые, которые тоже плачут, — а такой подход уничтожает любой скептицизм.




Третье достоинство фильма — это образ Ге Ли, интересного и своими взглядами, и своим поведением, и тем, что его играет Энди Лау =) . Моисты представляли собой организованную структуру, предоставлявшую помощь осажденным городам. Выходцы из среднего сословия, они были подкованы в защите и ратовали за мир, продвигая идеи некоей "всеобщей любви". Т.е. это идейные пацифисты, отлично знающие воинское дело. Удивительно, что раньше мне фильмов про них не попадалось, да и по сравнению с популярностью даосизма и конфуцианства о моистах практически ничего не слышно. Ге Ли в полной мере разделяет воззрения Мо-цзы, поэтому успехи его военных операций заставляют его страдать. Очень драматичен момент, когда он оказывается посреди сгорающих заживо воинов, одновременно глядя на успех своей выдумки — и мучаясь из-за ненужных людских смертей. Его двойственность придает "Битве умов" нужный градус эмоционального напряжения. Фильм этот о цене мира, о его необходимости и о том, насколько на самом деле жаждут войны те, что их начинают. Дополнительным бонусом считаю то, что Ге Ли на протяжение фильма не остается статичной выдуманной фигурой, а живет, изменяется. Честно говоря, хочется немедленно перенестись в Лян и помочь чем-то этому харизматичному вождю, закрывающему проштрафившегося воина от кары собственным телом. Его человечность на фоне глуповатого, готового предать народа и ревнивого короля не выглядит жертвенной. Он — победитель, для которого победа в силу ее цены горька. "Битва умов" мне почему-то напомнила аниме "Берсерк", хотя формально схожих черт в них очень мало. Дело, скорее, в создаваемом настроении или музыке известного гуру ("Призрак в доспехах", "Авалон") Кенджи Каваи.

Вообще аниме-настроение в фильме связано еще и с аналогиями, которые возникают при аккуратной любовной линии, целомудренном отказе Ге Ли от услад плоти, попытках добиться необходимого личным влиянием, а не схваткой. Грязные потертые щиты, лупоглазые крестьяне в лохмотьях и синяках, Энди Лау в чулке, обмотанном вокруг головы, и пылающий огонь — что может быть лучше? Это первый интеллектуальный эпик, который мне удалось посмотреть за последнее время. Это вам не "300". Наверное, для такого эффекта следовало объединиться гонгонгским киноделам, японской манге и китайской истории.

(09.04.2007)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Супербит сумов

оценка: 2

Как и прочие достопочтенные авторы Экранки.ру, я смотрел фильм с английскими субтитрами. По ходу, до наших русскоязычных пенат фильм доберется нескоро, разве что этот ход не будет нарушен какими-то стихийными бедствиями. Зато, когда он все же доберется, переводчикам нашим, уж поверьте, напрягаться совсем не придется. "Убить тех, кто сваливает!" "Вы сражаетесь за свободу!" "Мой Генераль! Я буду служить Вам вечно!" "Коммандер, Вы сказали, что останетесь здесь?! А как же мы?! Что Вы думаете насчет нас? А. понятно. Ну ладно, мы уйдем… Но заберем вас с собой!"

По правде говоря, меня уже давно стали напрягать китайские-японские-гонконгские-казахские-узбекистанские фильмы на историческую тему. Впрочем, такие фильмы хороши в том случае, когда ты садишься перед экраном и хочешь знать, что тебя ждет. А ждет тебя в первую очередь великолепная субординация персонажей. Их глубокая философия. Когда высокопоставленная особь, будучи мертвецки пьяной, валится с трона по случаю пирровой победы, как это было, например, в "Битве умов", то вся челядь немедля тоже валится с ног и замирает на подобострастных четвереньках. Когда чуваку говорят "иди и умри", он идет и умирает. Когда чуваку говорят "иди и победи", он идет и побеждает. А потом умирает. Думаю, это кино-мечта всех наших (и не наших) капитанов и подполковников, рулящих юными биомассами.

С чего же начинается этот эпос, сделанный в духе советских исторических картин категории Б (с небольшой скидкой на современные спецэффекты)?

Некую азиатскую территорию (я уже забыл, какую именно, — может быть, Евразию) раздирают кугуары междуусобных войн (я пропустил начало). Какой-то город ждет нападения извне и считает дни до своей гибели. Армада противника подходит с севера (или другой стороны света). С другой стороны света подходит одинокий мужик в плаще, прикрываясь панамой от свирепых ветров пустыни. Один знатный стрелок пускает в него стрелу, и стрела трепещет перед ногами визитера.

– Ты кто? Назовись! — вопрошают с крепостных стен.

– Ге Ю я, — отвечает незваный гость, вынимая стрелу из песка.

Народ ликует. А ту часть народа, что забыла поликовать, Ге Ю взбадривает тошнотворными рассказами о поступках негодяев, которые идут с севера (или откуда-то оттуда).

Ге Ю моментально назначается полководцем, и когда вражеское войско гарцует на тысячах коней перед замком, этот молодой человек натягивает тетиву и пускает стрелу во вражеского полководца. Он не попадает в него, но вражеское войско моментально стягивает шатры и сваливает подальше.

Город ликует. Ге Ю — герой.

Губернатор города, почесав репу и проспавшись после символического падения с трона, говорит:

– Слушай, Ге Ю, а много ты городов доселе защитил?

– Ваш первый, — сознается герой.

– Тогда ты лох, дурак и самозванец. Пошел вон!

Скромно набычившись, Ге Ю отирается возле ворот во дворец. "Нет, я погорячился", — думает державный господин, но пока что не решается возвратить героя обратно. Потом камера отправляется во вражеский стан, где какой-то хитроумный негодяй предлагает начать осаду: "Отравим воду, возьмем телеграф…", — говорит он. После чего поворачивается к светлейшему полководцу: "Сеньор, мы не убегали, мы спасали вас. Вы — наш светоч. А этот город — херня. Вообще не понимаю, зачем мы сюда завернули. Но раз уж завернули — давайте его снесем".

Оборонцы ( в смысле, Ге Ю) читают мысли: "Сейчас отравят воду. Давайте увеличивать число колодцев. И наваливать вал".

Вот тут на арене появляется единственная девушка, на которой будет отыгрываться вся романтически-лирически-трагическая линия фильма. Впрочем, она и до этого появлялась, но как-то мельком. Она возглавляет отряд кавалерии и следует завету своего отца: всегда быть на передовой.

– Мы тоже будем таскать камни из стен вашего дворца, — пискляво говорит она губернатору. — Для вала.
– Нет, вы гвардия, — говорит губернатор. — Вам нельзя.
– Чем больше рук, тем быстрее будет сделано дело, — сурово вступает в беседу Ге Ю.
– А и правда… — серьезно поразмыслив, соглашается губернатор.

После чего между разнополыми героями — Ге Ю и кавалеристкой — возникает полное взаимопонимание.

А потом начинаются "Батальоны просят огня", как ни крути…

Конечно, любопытно наблюдать за героем с добрым пацифистким сердцем, пудовым кулаком и чем-то там еще. Интересно наблюдать за осадой, когда обе стороны пускаются на всякие хитрости, — дело доходит даже до воздушных шаров, средневековых ВДВ.

Интересно, любопытно, но — скучно. Деревянные актеры, средневековая операторская работа, жуткое однообразие. А ведь начало фильма своей топорностью чем-то напоминает "Армию тьмы" (хотя и лишенную юмора).

Двухчасовая осада города, нашпигованного китайцами. Двухчасовая осада зрителького сердца... Я сдался на сороковой минуте. Зевнул раз… потом два. А потом написал вот это. На самом деле, вру. Я сдался гораздо раньше.

P.S. Да, и не забудьте перед просмотром фильма почитать про моистов в какой-нибудь энциклопедии (а то, мало ли, вы о них ничего не знаете). Тогда фильм моментально прибавит в ваших глазах!

(10.04.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: