Режиссер:
Оле Борнедаль. Сценарий: Джульетт Сноуден, Стайлз Уайт (по статье Лесли Горнштейна "Jinx in a Box"), Оператор:Дан Лаустсен , Композитор: Антон Санко.
В главных ролях: Джеффри Дин Морган, Наташа Калис, Кира Седжвик. В ролях: Мэдисон Девенпорт, Роб ЛаБелль, Матисьяху.
Датский режиссер Оле Борнедаль, проснувшийся знаменитым после триллера "Ночное дежурство" (1994), был приглашен в Голливуд, чтобы сделать римейк своего фильма. И таки сделал — с Юэном Макгрегором, Патрисией Аркетт и другими звездами в главных ролях. Фильм провалился в прокате и был разгромлен кинокритиками. Словом, в Америке Борнедаль не прижился. Он вернулся на родину, где снял несколько относительно неплохих фильмов в различных жанрах.
Спустя 15 лет Борнедаль снова понаехал в Америку, чтобы снять мистический хоррор "Шкатулка проклятия" по сценарию, на который авторов вдохновила одноименная статья журналиста "Лос-Анджелес таймс" Лесли Горенштейна (а вот и сама эта кратенькая статья, посвященная кипешу вокруг выставленной в 2004 году на "eBay" деревянной шкатулки, в которой, по мнению владельца, находится злой дух из еврейской мифологии — диббук).
На мой взгляд, фильм у Борнедаля получился очень неплохим. Продюсировал киноленту мастер хоррора, видный голливудский ЕРЖ Сэм Райми.
Сцены одержимости маленькой девочки диббуком показаны впечатляюще: спецэффекты на высоте, а главное, что ребенок играет зачотно.
Но, собственно, почему я так особенно напираю на "еврейскую" тему? Парадоксально, но факт (уверен, что это получилось случайно, без умысла авторов): в конечном итоге, злой еврейский диббук помогает воссоединиться семье, а ведь для евреев, говорят, семья является высочайшей ценностью.
Расклад в фильме такой. Три месяца назад школьный учитель физкультуры расстался с женой. На выходные он берет двух дочек домой. На распродаже они покупают какую-то подозрительную деревянную шкатулку (о том, что шкатулка — мрачный артефакт, рассказывается в прологе фильма). Младшая девочка открывает эту дьявольскую штуку, и в нее вселяется демон. Малышка начинает себя странно вести, но все списывают это на "психологические проблемы, связанные с разводом родителей". Впрочем, Оле Борнедаль обходится без долгой раскачки и сразу обрушивает на зрителя ударные хоррорные сцены. Самой страшной из них, пожалуй, является сцена с томографией: под ребрами девочки просвечивает жуткое женское лицо.
Ну, потом папаша едет в Нью-Йорк, в еврейское гетто, и обращается за помощью к раввинам. Те отказывают гою в помощи, однако один начинающий рабби, проникнувшись сочувствием к человеческой трагедии, все же решает помочь и провести обряд еврейского экзорцизма. Итог: нечисть побеждена, а семья снова вместе (любовник изгнан диббуком еще в середине фильма).
Таким образом, даже зло — если только оно еврейское — оборачивается добром. Вот такая нехитрая мораль этого образцового оккультного хоррора на тему "изгнания беса".