Несколько жутких или, как минимум, жутковатых, по-настоящему "ночных" историй, авторы которых – популярные художники, нарисовавшие тьму комисов – черпали половником из собственных кошмарных сновидений.
Композиция фильма довольно хитра. Три, так сказать, новеллы разбиты на куски и демонстрируются по частям, а еще три новеллы демонстрируются полностью, целиком, — тут канву повествования не разорвать, иначе нарушится не только повествование, но и восхитительная атмосфера.
Открывает фильм новелла художника по прозвищу Blutch. Это как раз та самая, "кусочная" новелла. Я не специалист по комиксам, поэтому полез в французскую википедию и выяснил, что Blutch — один из ведущих авторов хранцузского комикса, начиная с 90-х годов. Мастерство художника меня поразило: до чего же охуенно нарисованы огромные, злобные псы, которых тащит на поводке сквайр. Хмурая сельская местность. Собаки лают на альбатроса. Сквайр еле удерживает их. Проходя мимо каких-то руин, человек и звери замечают мальчика. Собаки злобно облаивают мальчика, тот от ужаса закрывает глаза руками. Процессия движется дальше, вдруг один пес срывается с поводка (точнее, хозяин даёт ему это сделать), и пёс уносится вдаль. Через несколько секунд раздаётся вопль ребёнка.
Впоследствии и другие псы найдут свои жертвы. Псы рвут людей на куски, и точно так же — на куски — разорван фильм Блатча, своеобразно изображающий агонию феодальных отношений.
Все новеллы перемежаются абстрактной графикой Пьера ди Сиулло с закадровым текстом "я боюсь...", который озвучивает некая барышня. Левацкий текст напоминает об экспериментальных фильмах французской Новой волны.
Новелла Чарльза Бёрнса, известного по комиксу "Черная дыра", сделана в жанре классического скай-фай хоррора в духе Брэдбери, который, как известно, не чурался "страшных сказок". Мрачная фэнтезийная история про одинокого мальчика, который очень любил насекомых и таскал этих тварей домой. Одно такое насекомое, весьма странное на вид, подчинит его себе...
Все художники, работавшие над фильмом, настолько яркие индивидуальности, что этот мульт-альманах кажется настоящим глотком воздуха среди засилья однообразных 3D-мультфильмов, поставляемых на кинорынок.
По-настоящему сновиденческим фильмом можно назвать новеллу Лоренцо Матотти, красивую как Пресвятая Богородица и странную, как крокодил под сводом католического храма. Изменчивость ночных теней, неверность воспоминаний, страхи и подозрения — все эти эфемерные, абстрактные вещи визуализированы с завидной уверенностью и чувством стиля. Эта новелла такая же волшебная и завораживающая, как "Дух улья" Эрисе.
Не менее круто с "изменчивостью ночных теней" работает Ричард МакГайр. Но если Матотти творит чудеса со светотенью, то МакГайр выжимает максимум из контраста и делает самый "черный" фильм на свете о приключениях человека в собственном доме, лишенном источников дневного света. А где нет дневного света, там заводятся привидения. Фильм снят чрезвычайно изобретательно, я бы сказал, по-чеховски. Почему по-чеховски? Ну, вспомните цитату из "Чайки": "У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса – вот и лунная ночь готова". Вот и МакГайр демонстрирует идеальный, совершенный минимализм. Десять минут экранного действия, — и клаустрофобия зрителю обеспечена.
Также в фильме имеется очаровательная новелла Мари Кайу про японскую девочку, которую мучают все. Это единственная в фильме новелла, в черно-белую гамму которой врывается красное. Разумеется, это кровь.