Режиссер:
Джон Хьюстон. Сценарий: Рэй Брэдбери, Джон Хьюстон, Норман Коруин (по книге Германа Мелвилла), Оператор: Освальд Моррис, Композитор: Филип Сэйнтон.
В главных ролях: Грегори Пек, Ричард Бейсхарт, Лео Генн. В ролях: Джеймс Робертсон, Джастис Гарри, Эндрюс Бернард Майлз, Орсон Уэллс.
Награды: National Board of Review, USA — Top Ten Films, лучший режиссер, лучший актер второго плана (Р.Бейсхарт). New York Film Critics Circle Awards — лучший режиссер. Синдикат итальянских журналистов — лучший иностранный режиссер..
Интересные факты о фильме:
Питера Коффина, сыгранного Джозефом Томелти, озвучил Джон Хьюстон.
Фильм был снят в 1954 году, но выпущен на экраны только в 1956.
Во время съемок в море была утрачена одна из 20-футовых резиновых моделей кита (некоторые утверждают, что потеряны были три такие модели).Версия для печати
Конечно, такой мастер приключенческого и авантюрного кино Джон Хьюстон был обязан снять "Моби Дика". Он собирался осуществить этот проект на протяжении многих лет, причем в роли капитана Ахава видел своего отца Уолтера (между прочим, лауреата премии "Оскар" за роль в фильме сына "Сокровища Сьерра-Мадре"). К сожалению, Уолтер Хьюстон скончался в 1950-м году. Когда, наконец, Джону удалось договориться с братьями Мириш о финансировании проекта, взошла звезда Грегори Пека, и Хьюстон взял на роль Ахава именно его. Критики сочли это ошибкой. Счел это ошибкой и сам Пек. В 1975 году он, будучи правообладателем фильма, не позволил Спилбергу использовать кадр из "Моби Дика" в "Челюстях" (Спилберг намеревался усадить своего героя, рыбака в исполнении Роберта Шоу, в кинозале, где демонстрируется "Моби Дик". Планировалось, что рыбак будет потешаться над спецэффектами и своим смехом распугает всю публику). Проблема заключалась в одном: Грегори Пек был слишком молод для роли Ахава, "одержимого" капитана, одноногого китобоя, упорно преследующего демонического белого кита про прозвищу Моби Дик. Надо признать, что Пек действительно выглядит в этом суровом фильме, где среди статистов встречаются настоящие морские волки, несколько салабонисто.
Работа над фильмом шла трудно. Над сценарием, который Хьюстон хотел максимально приблизить к литературному тексту (в предыдущих экранизациях книги Германа Мелвилла было множество отсебятины), работал писатель-фантаст Рэй Брэдбери и постоянно подвергался обструкции со стороны Хьюстона. Брэдбери, как профессиональный писатель, был оскорблен подобным отношением. При этом он, видимо, не учитывал, что Хьюстон является одним из лучших американских киносценаристов, собаку съевшим на приключенческом "мужском" кино. Как бы то ни было, сценарий был закончен и съемки начались. Бюджет раздулся с 2,2 миллионов до 4,4, что вызвало невообразимые финансовые трудности...
В конечном итоге Белый кит все-таки ожил и в него полетели гарпуны китобоев. На экране развернулась драматическая история необыкновенного морского приключения с библейскими аллюзиями. Самым же, на мой взгляд, примечательным в фильме является операторская работа, — Освальд Моррис, словно Веласкес, живописует в коричневых тонах пьянку в таверне, суровый морской быт, талантливо запечатлевает на экране жизнь простых людей, привыкших к тяжелому труду.