Режиссер:
Питер Джексон. Сценарий: Фрэнсис Уолш, Филиппа Бойенс, Питер Джексон, Гильермо дель Торо (по сказочной повести Дж.Р.Р.Толкина), Оператор: Эндрю Лесни, Композитор: Говард Шор.
На роль Бильбо рассматривались Дэниэл Рэдклифф, Шайа ЛаБаф, Джеймс МакЭвой, Эррин Аркин и Тоби Магуайр, но Джексон настоял на кандидатуре Фримана.
Работа над проектом началась еще в 2007 году, однако из-за бесконечных судебных разбирательств вокруг прав на экранизацию, прав на прокат и на выручку от продажи сопутствующих товаров, в которые были втянуты несколько киностудий, наследники Толкина и сам Питер Джексон, подготовка к съемкам сильно затянулась.
Только после ухода Гильермо дель Торо с поста режиссера и личных просьб студий Warner и MGM, в 2010 году Питер Джексон согласился вернуться в режиссерское кресло проекта, а в октябре того же года съемкам фильмов дали зеленый свет.
Рон Перлман был готов сняться в фильме при условии, что режиссером будет Гильермо дель Торо. Когда последний покинул проект, Перлман отказался от роли.
Это первый фильм, который снят с частотой 48 кадров в секунду. Целью этого было сделать картинку более гладкой, движения более реалистичными и уменьшить эффект стробирования.
Можно сказать без преувеличения, что трилогия "Властелин колец" заняла в кинематографическом жанре "фэнтези" то же самое место, что и "Властелин колец" в фэнтезийной литературе. Фильм повторил путь романа, стал эталоном жанра.
Теперь на экраны вышла первая часть "Хоббита".
"Хоббит" хуже "Властелина колец" по вполне объективным причинам. В случае "Властелина колец" Питеру Джексону пришлось ужимать эпический роман Толкина до трех серий, а в случае с "Хоббитом" — расширять маленькую сказочную повесть до трех серий. Естественно, сделано это было неслучайно: Джексон обязан был соблюсти единство стиля, иначе его просто не понял бы зритель. В то же время он не имел права гнать отсебятину, в таком случае его бы не понял читатель.
Компромиссное решение привело к довольно скучному кинодействию. "Хоббит" не имеет романной структуры, но претендует на эпичность. Например, во "Властелине колец" была куча сюжетных линий (героев повествования, отправившихся в поход, расбросала судьба по разным частям Средиземья), и поэтому, когда тебе надоедало наблюдать за приключениями одних героев, режиссер тут же подсовывал приключения других героев. В "Хоббите" ничего подобного нет в помине. Сюжет крутится вокруг путешествия Гэндальфа, Бильбо и гномов, а если кто-то из персонажей и исчезает, то ненадолго (Гэндальфу, типа, все надоело и он пошел погулять, но его похождения не показываются).
В своем недавнем интервью Джексон сообщил, что им (сценаристам) пришлось изрядно поработать над сюжетом и даже обратиться к "побочным текстам Толкина", поскольку в "Хоббите" слишком мало перипетий. Так вот, это все враки. Единственное, что сделали сценаристы, это превратили эльфов из порхающих над цветочкам маленьких раздолбаев (в "Хоббите" Толкин еще следовал традициям старинных английских сказок) в статных эльфов из "Властелина колец". Решение было закономерным, но абсолютно не добавило фильму интриги, поэтому визит экспедиции в Ривендейл выглядит лишним и ненужным.
Конечно, Джексону было невероятно сложно принимать нестандартные решения касательно постановки фильма, поэтому он сделал ставку на технические новшества: тут тебе и "новаторские" 48 кадров в секунду, которые все уже успели обсудить, и 3D.
Теперь о хорошем. Средиземье не утратило своей красоты. Фильм очень зрелищен. А еще отлично вписался в роль Бильбо Бэггинса британский актер Мартин Фримен (нарастить бы ему немного жирка, и он бы стал тем Бильбо Бэггинсом, которого я представлял, читая "Хоббита" в глубоком детстве).