Награды: "Оскар" — лучшая актриса второго плана (Дж.Ланж). 3 "Золотых глобуса" — лучший фильм в жанре "комедия или мюзикл", лучшая актриса второго плана (Дж.Ланж), лучший актер (Д.Хофман). BAFTA — лучший актер (Д.Хофман), лучший грим. New York Film Critics Circle Awards — лучший режиссер, сценарий, лучшая актриса второго плана (Дж.Ланж). National Society of Film Critics Awards, USA — лучший фильм, сценарий, лучшая актриса второго плана (Дж.Ланж), лучший актер (Д.Хофман). Гильдия сценаристов США — лучший сценарий. Bambi Awards — лучший фильм. Bodil Awards — лучший неевропейский фильм. Boston Society of Film Critics Awards — лучшая актриса второго плана (Дж.Ланж), лучший актер (Д.Хофман). Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучшая актриса второго плана (Дж.Ланж). Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший сценарий. Golden Screen, Germany
Библиотека Конгресса США — National Film Registry..
Интересные факты о фильме:
Идея фильма пришла Хоффману в голову во время работы над "Крамер против Крамера", где он играл отца, вынужденного стать для сына и отцом, и матерью. Он же предложил окончательный вариант названия картины: Тутси — это кличка собаки, принадлежавшей его матери.
Продюсеры наняли актера-трансвестита Холли Вудлона, чтобы тот проводил ликбезы для Хоффмана.
Все тексты, которые в фильме произносит Билл Мюррей, — импровизация.
Изначально Дороти разговаривала без акцента, но в процессе репетиций Хоффман обнаружил, что его персонаж лучше попадает в диапазон женского голоса, используя произношение, присущее южанам.Версия для печати
История фильма "Тутси" уходит в начало 70-х, – уже тогда в Голливуде по рукам ходил сюжет, написанный Доном МакГуайром, о неудачливом актере, который, чтобы добиться роли, переодевается женщиной. Сюжет не был принят к постановке ни одной киностудией. В 1979 году Дастин Хофман сыграл в оскароносной семейной драме "Крамер против Крамера" отца, которого мать оставила наедине с малолетним сыном, а сама сбежала, не вынеся тягот семейной жизни. Хофману, сыгравшего отца, которому помимо всего прочего "пришлось стать матерью", захотелось развить тему. В руки знаменитому актёру попал сюжет МакГуайра, и вот, таким образом, спустя пару лет на экраны вышел фильм "Тутси", сразу ставший одним из главных хитов проката и одной из наиболее популярных американских комедий ever.
У меня же фильм "Тутси" до сих пор прочно ассоциируется с Америкой 80-х, "которую не видел никогда". Я смотрел его в кинотеатре "Меридиан" в 1989 году (фильм широко демонстрировался в "повторном кинопрокате"), в дубляже. Фильм сразу поразил своей многолюдностью, суетливостью, невероятной занятостью американцев – причем не "трудозанятностью", а просто занятостью любыми делами. Майкл Дорси, герой Дастина Хофмана, учит актерскому ремеслу старательных нубов самых разных возрастов, при этом не имея ни гроша за пазухой и ни единой значимой роли. Но с каким энтузиазмом, с каким фанатизмом, с какой глубочайшей верой он проводит обучение! Вторым поразительным моментом фильма, после кипучей, бьющей с экрана тотальной энергией американцев, стал визит Дорси на телевидение, – он решает переодеться женщиной и завоевать второстепенную женскую роль в популярной мыльной опере. Режиссер "Тутси" Сидни Поллак откровенно глумился над бесконечными телесериалами на больничную тематику типа "Доктора Хауса" (пардон, данного экземпляра тогда еще не было), но для меня, знакомого в то время только с бразильской "Рабыней Изаурой", мир телесериалов казался чем-то удивительным, – не столько сами сюжеты, сколько усилия, прилагаемые их создателями, а также усердие зрителей, их смотрящих изо дня в день. Третий же момент, ключевой, комически обозначающий, что "лучшая женщина – это мужчина", как раз-таки меня не поразил, а сделал фильм более знакомым. Не потому, конечно же, что мне казалось, будто лучшая женщина – это мужчина, а потому, что "вот дураки, ха-ха, вот тупые, не могут разглядеть мужика, притворяющегося бабой!" Страшные американцы, грозящие Советскому Союзу атомной бомбой, оказались деятельными, но при этом наивными и потешными чуваками, верящими в полную ерунду и, по сути, ничем отличающимися от нас. А еще там была обаятельная Джессика Ланж, к которой все привыкли со времен недавнего "Кинг Конга". Здесь она играла совершенно "реалистичную" роль, но отнюдь не потеряла обаяния сказочной невинности. "Тутси" "разоблачил" Америку! Безо всяких колебаний я бы отдал этой картине приз Экуменического жюри! (Другими такими разоблачениями конца 80-х для меня стал буклет с выставки роботехники в "Ленэкспо" и пачка журналов "Америка").