Поводом для просмотра стала книга Юзефовича "Самодержец пустыни" про барона Унгерна. Книга не то чтобы увлекательная, но рассказывающая о людях и событиях, которые в свете современности кажутся дикими, нереальными, далекими, а потому даже при сухом изложении оставляющая след. Красные и белые стараются перещеголять друг друга в терроре, монгольские разбойники грабят проезжих, секты становятся партиями, китайцы угрожают французам, самозванцы и садисты устраивают бесконечный карнавал предательства и безумия. Благодаря навязчивой идее Унгерна о том, что монголы в союзе другими азиатами должны завоевать погрязший в пороках Запад, Монголия осталась самостоятельным государством, а иначе быть бы ей в составе Китая. Все это я описываю потому, что подобные крайности очень хорошо подходят для... комикса. Неудивительно, что барон Унгерн стал героем комикса. "Корто Мальтез" — это тоже комикс, основанный на приключенческих клише, когда герой странствует по миру, встречаясь с тайными обществами, бандитами и правителями. Встречает он и Унгерна.
Комикс про Корто Мальтеза, итальянского хладнокровного и стильного авантюриста, пользовался большой популярностью во Франции. "Погоня за золотым поездом" — один из серии полнометражных мультфильмов, выпущенных на основе комикса, и единственный более-менее известный из них в России. Это легко понять — в компании Распутина, который здесь спутник-шут, статный моряк Корто Мальтез отправляется искать золотой поезд адмирала Колчака, в чем ему помогает тайное общество из Гонконга. Зрители почему-то очень негодуют тому, что Распутин оказывается в Гонконге, а мне кажется, что любая натяжка здесь только подчеркивает суть. Герой встретит и Сухэ-Батора, и Семенова, который тут вместо оплывшего хохла похож на азиата, а Машку убивает, и Триады, и Унгерна с ламами, и множество других персонажей. Осталось только повидать Джа-ламу.
Корто Мальтез в самом начале мультфильма говорит о том, что так и не смог дочитать "Утопию" Мора. Ему непонятно, зачем сначала создавать негодяев, чтобы затем их казнить. Эту фразу легко можно отнести к революционным событиям в России, которые зрителям с Запада представлялись в высшей степени нелогичным действием. Кроме этого Мальтез цитирует в снегах Сибири Артюра Рембо и Кольриджа, но обычно он молчалив и крайне прямолинеен. Ему ничего не стоит осадить герцогиню, атамана Семенова или кого угодно еще. Помогает ему китаянка из тайной боевой секты и совершенно чокнутый Распутин, задающий вопросы про дружбу.
"Золотой поезд" — это сдержанная работа, в которой отсутствует кураж убийств, хотя есть и смерти, и перестрелки. Чтобы получить от него какое-то удовольствие, нужно знать канву. Тогда цитаты из Бодлера перестанут казаться позерством, а кратковременное появление Унгерна с приказом: "а вашу спутницу я отправляю в солдатский бордель, где она будет удовлетворять всех подряд" не кажется забавным. Повествование такого типа в юности я не понимала — герой-наблюдатель не был мне близок. Но Корто Мальтез явно повидал в своей жизни немало, поэтому спокойно проходит мимо убитой женщины, с которой он провел ночь. Красивый, холодный, стремительный герой.