"Лола Монтес" – первый фильм знаменитого немецко-французского режиссера Макса Офюльса, снятый в цвете. В то же время это последний фильм в его карьере. Фильм необыкновенных художественных достоинств и, поначалу, чрезвычайно печальной судьбы: не успев выйти на экраны, "Лола Монтес" подверглась дикой вивисекции со стороны продюсеров, а еще через год окончательно добита: фильм был заново перемонтирован, повествование стало линейным, то есть, "привычным для зрителя". Лишь спустя 10 лет права на ленту были перекуплены, и она была частично восстановлена в том виде, в каком ее задумывал Офюльс. Полностью фильм был восстановлен лишь в начале XXI века Французской синематекой и сыном режиссера Марселем Офюльсом.
Открывает этот красивейший фильм зрелищная цирковая сцена. На арену выходит хозяин цирка (Питер Устинов), выбегают карлики, клоуны, эквилибристки. Создаётся невероятно яркая круговерть – всё ради того, чтобы представить свою главную звезду, знаменитую Лолу Монтес, она же – графиня фон Ландсфельд, готовую за 25 центов ответить на любой нескромный вопрос о своей развратной, распутной жизни с тысячами любовников, среди которых были Ференц Лист и король Баварии.
"Лола Монтес" – это фильм флешбеков. Царственно восседая на сцене под светом софитов, съедаемая взглядами зажратой американской публики, подвергающаяся бомбардировке глупыми вопросами, Лола вспоминает свою жизнь, начиная с тех пор, как она приехала с матерью в Европу. История Лолы Монтес – это история красивой женщины, которая, умея очаровывать, жила своей жизнью. Ей чаще сопутствовала неудача, чем успех, ведь она хотела слишком многого.
И в итоге Лола оказалась в цирке. Предприимчивый владелец цирка появится в середине фильма, когда Лола пребывает в расцвете сил. Уже тогда он предложит ей контракт, который она в гневе отвергнет, даже не подозревая, насколько прав циркач, говоря, что они занимаются одним и тем же: потакают низменным интересам развращенных хозяев жизни. Контракт не подписан, но остаётся в силе…
Наивысшим достижением для Лолы Монтес становится любовь короля Баварии Людвига I. Но она теряет всё во время революционных волнений. Она спасается бегством и понимает, что более никогда не достигнет подобных высот. Поднявшись столь высоко, так больно падать! Своему попутчику, молодому немецкому студенту, влюбленному в нее как и прочие мужчины, Лола признаётся, что действительно любила Людвига I, и что теперь жизнь кончена. Как это напоминает самозабвенную щенячью любовь нашей балерины Ксешинской, которой, впрочем, повезло гораздо в большей степени... Фильм заканчивается смертельно опасным трюком: Лола плохо себя чувствует, а ей нужно прыгать из-под купола цирка. Врач требует от хозяина, чтобы тот не снимал с Лолы страховку, но при помощи хитрой риторики подстраивает так, что Лола сама отказывается от страховки. Ей нечего бояться. Она уже разбилась, упав с гораздо большей высоты.
Фильм отличает филигранная режиссерская работа, тонкая метафоричностью, продуманностью сцен. Это уже не кино, а киномузыка – пышный, со всякими музыкальными фигурами и украшениями, но в то же время щемяще-лиричный ноктюрн. Да, кстати, музыка Жоржа Орика, написанная к фильму, великолепна!