Поводом стал вот этот ролик — Lee Hazlewood "My Autumn's Done Come" (Letter to Romy), в котором Роми Шнайдер предстает в обрамлении галлюциногенных спецэффектов и способов съемки. Посмотрите его, оно того стоит. "Как такое возможно?" — спросила себя я и узнала про недоснятый фильм Клузо. Мучимый бессонницей мастер детективного жанра решил снять фильм про ревность, но продемонстрировать он ее хотел визуально, буквально заставляя зрителя пережить смену восприятия героя. Как и многие фильмы-эксперименты, "Ад" не был закончен из-за чрезмерных амбиций — режиссер не знал, когда нужно остановиться, измотал актеров, звукорежиссеров и съемочную группу. Но то, что осталось, действительно впечатляет. Клузо мог стать гуру как для любителей кино, так и для фанатов ЛСД, это факт. Пара кадров вставляет так, как не может ракета из блокбастера. Фильм и впрямь имел шансы стать по-настоящему культовым, вроде "Peeping tom"а Пауэлла.
"Ад Анри-Жоржа Клузо" — это документальный фильм с говорящими головами, рассказывающими о том, как шла работа над "Инферно". Но даже такой устаревший формат не отвращает, потому что речь идет о действительно интересных вещах. Во-первых, Роми Шнайдер. Типаж Роми на то время — невинная дева-принцесса, Клузо же видел ее как обольстительницу, в воспаленных мыслях мужа занимающуюся сексом как с мужчинами, так и женщинами, воплощенным соблазном. Эти метафоры Клузо пытался передавать с помощью изображения, снимая Роми в разном освещении, сквозь воду, покрывая ее маслом, блестками, помещая в различные геометрические узоры и так далее. И Роми действительно выглядит завораживающе.
Второе, что впечатляет, — это работа с цветом. Для того, чтобы иметь возможность инвертировать цвета, платья, косметика, кремы для лица актеров зачастую имели совершенно безумные расцветки. Третье — работа со звуком. Если деформация изображения в кадре, расплывающиеся контуры, повторяющиеся части объекта — это то, что можно было отчасти видеть даже у немецких немых режиссеров, то звуковая дорожка, которую специалисты делали для "Инферно", и впрямь вызывает ощущение сумасшествия. В голове героя перекликаются голоса, звук то распухает, то сжимается, акцент смещается. Возможно, слишком большое количество эффектов превратило бы фильм в аттракцион, но его бытовая завязка — обычная ревность — позволяла надеяться на лучшее.
Тем не менее Клузо замучал всех, вскоре люди начали уходить, не в силах выдерживать напряжение. Отснятый материал пропал зря. Еще одно доказательство тому, что иногда неплохо знать меру.