Дебют Анджея Вайды — причем довольно мощный, снятый задорно, энергично, под явным влиянием экспрессионизма, а также позднего нуара, который, в свою очередь, тоже формировался под влиянием немецкого экспрессионизма. В фильме активно используются крупные планы, и, что интересно, Вайда редко пользуется наплывами: он расставляет камеры под разными углами и заставляет своих персонажей "набигать" на объектив. Таким образом, камера становится непосредственным, хотя и статичным участником событий. Но ведь и герои фильма, "молодое поколение", являются статистами в жизни. А жизнь, типа, не очень-то и сладкая: национальное достоинство ущемлено и прищемлено — страна оккупирована нацистами; на работе буржуи и капиталисты обирают рабочих, "платя столько, чтобы те не сдохли с голоду и могли приносить прибыль". Вайда совмещает в одном фильме две проблемы, в традиции советского кино, как правило, разнесенных во времени (если это, конечно, не какой-нибудь эпик, охватывающий тридцать лет). Революционная борьба, рост пролетарского самосознания, идет рука об руку с ростом патриотического самосознания и борьбе с нацизмом. В центре повествования — четыре молодых парня, обыкновенные работяги. Самый сознательный из них — Стах Мазур, разочарованный невыносимой унизительностью бытия, попадает в коммунистический кружок, который возглавляет молодая агитаторша Дорота. Теперь у него один путь — в светлое завтра. Несмотря на горькие потери, он не свернет с него. Его товарищ Ясь Кроне — персонаж более драматический, мятущийся. Желание изменить мир сражается внутри него с желанием не меняться самому, ему отвратительны какие бы то ни были убийства. Остальные герои, включая персонажа Романа Поланского, гораздо более покладисты и легки на "подъем".
Фильм считается первенцем польской "новой волны", тем и любопытен. В нем в равной мере умудряются сочетаться как достижения прогрессивного советского кино начала 20-х (в том числе, помимо экспрессии, прет из всех щелей агитпроп), так и немецкого кино (удушающие городские пространства Фрица Ланга), и голливудского (нуар конца 40-х — начала 50-х). Поразительный космополитизм! Например, дебютный фильм Поланского "Нож в воде", — это уже абсолютно западное кино...