Режиссер:
Анри-Жорж Клузо. Сценарий: Анри-Жорж Клузо, Жером Жероними (по роману Жоржа Арно), Оператор: Арман Тирар, Композитор: Жорж Орик.
В главных ролях: Ив Монтан, Шарль Ванель, Фолько Люлли, Петер Ван Эйк. В ролях: Вера Клузо, Уильям Таббс, Дарио Морено, Йо Дест, Антонио Чента.
Награды: МКФ в Каннах — Гран-При, Специальное упоминание (Ш.Ванель). BAFTA — лучший фильм. МКФ в Берлине — "Золотой медведь". Blue Ribbon Awards — лучший иностранный фильм. Синдикат французских кинокритиков — лучший фильм..
Интересные факты о фильме:
Первая драматическая роль Ива Монтана.
Первый фильм, получивший главные призы и на Каннском, и на Берлинском фестивалях.
Жан Габен отказался от роли, перешедшей Шарлю Ванелю, потому что не хотел играть труса.
Клузо хотел снимать в Испании, но Монтан воспротивился, поскольку у власти находился диктатор Франко. Съемки проходили на юге Франции, недалеко от Сент-Жиля, в Камарге. Деревня была отстроена с нуля.
Планировалось, что съемки займут 9 недель. Но постоянно были проблемы: погода была необычайно дождливой, Вера Клузо заболела, а сам Анри-Жорж сломал лодыжку. В итоге съемки начались 27 августа 1951 года, а закончились летом 1952-го.Версия для печати
Мощнейший эпик Анри-Жоржа Клузо "Плата за страх" на голову превосходит все авантюрно-драматические картины, снятые до 1953 года. Фильм Клузо намного круче, чем "Сокровища Сьерра-Мадре" (1943) Джона Хьюстона, который прежде держал в моем сознании пальму первенства лучшего "доисторического" приключенческого фильма.
Причем условная первая серия "Платы за страх" не только практически копирует пролог "Сокровищ Сьерра-Мадре" (не сюжетно, а по диспозиции), но и чрезмерно затягивается.
В "Сокровищах" рассказывается о бедолагах, зависших без копейки в кармане в каком-то адском захолустье. Только счастливая случайность даёт им возможность сбежать оттуда – но куда? На свой страх и риск они отправляются в погоню за золотом.
В фильме Клузо происходит примерно то же самое. Герои фильма – европейцы, которые после Второй мировой войны отправились в Центральную Америку, чтобы заработать бабла. Она застревают там, как легковушка в сельском бездорожье. Единственным шансом выбраться оттуда становится для них смертельно опасная авантюра. Американская нефтяная компания – единственный в здешних местах признак цивилизации – предлагает героям фильма, этим деклассированным элементам, не состоящим ни в одном профсоюзе, за большие бабки отвезти нитроглицерин на внезапно вспыхнувшую платформу. Получив эти деньги, они смогут купить билет на самолет и свалить.
Дорога – 500 миль вдоль трубопровода. Каждая кочка может стать последней. Из толпы безработных отобраны четверо лучших водителей. В каждый грузовик – по двое. Если одна пара взорвется по пути, то вторая, может, доедет. Даже если взорвутся все, ни о ком не заплачут. Но если хоть одна машина доберется, тогда очаг горения будет окружен канистрами с нитроглицерином, и могучая взрывная волна погасит пламя. Профит! Для нефтяников и для тех, кто довез груз.
Вторая серия фильма Клузо – поездка. Это сплошной саспенс, ничуть не уступающий хичкоковскому. Вот только разве Хичкоку удавалось нагнетать напряжение столько времени непрерывно? А Клузо это удается, причем блестяще. Он поднял планку "дорожного" экшн-триллера настолько высоко, что на протяжении десятилетий никто не мог ее достичь. Даже Уильям Фридкин, автор таких новаторских жанровых фильмов как "Изгоняющий дьявола" и "Французский связной", потерпел поражение со своим выстраданным дорогостоящим римейком "Платы за страх" – фильмом "Колдун".
Кроме того, Клузо делает картину по-настоящему драматической. Шарль Ванель превосходно играет пожилого авантюриста, контрабандиста, мошенника и ловкача Джо, на примере которого изображается человек, который внезапно, в силу обстоятельств, подвергся ускоренному, беспощадному, разрушительному старению. Дорога превращает его из "героя кинобоевика" в дряхлую, хнычущую развалину, а его напарник в исполнении Ива Монтана попеременно испытывает по отношению к нему целый спектр чувств: от горького разочарования до ненависти и, наконец, жалости…