- 23-ий фильм о Джеймсе Бонде в официальной серии кинокомпании "EON Productions" и 25-ый фильм, вышедший на экраны кинотеатров, если считать комедию "Казино Рояль" (1967) и неофициально выпущенный "Никогда не говори "никогда" (1983). И 26-ой фильм бондианы, если считать эпизод "Casino Royale" из телесериала "Кульминация" (1954—1958).
- фильм вышел через 4 года с момента выхода "Квант милосердия" (2008). Это самый длинный перерыв между фильмами серии, в котором не произошло смены актера, исполняющего роль Джеймса
- впервые режиссер получивший премию Оскар (Сэм Мендес за фильм "Красота по-американски" (1999)) стал режиссером фильма о Джеймсе Бонде.
- Джуди Денч в седьмой раз сыграла роль Эм. С выходом этого фильма в 2012 году, будет уже 17 лет, как Денч играет эту роль. Этот рекорд можно сравнить с продолжительностью исполнения роли Эм актером Бернардом Ли, хотя за тот же период времени Ли снялся в одиннадцати фильмах о Бонде, в то время как Денч только в семи.
- с момента своей первой роли Бонда Дэниэла Крэйга часто называли "James Blond" (блондинка Джеймс) из-за его цвета волос, который заметно отличался от актеров, ранее исполнявших эту роль, у них были темно-коричневые или черные волосы.
- для съемок этого фильма Eminönü (исторический район Стамбула) пришлось закрыть на три недели. При этом магазины можно было открыть, но они все равно не могли торговать из-за того, что зона была закрыта для общественности, движения транспорта и пешеходов. Владельцам магазинов платили по 750 турецких лир в день, чтобы покрыть их убытки.Версия для печати
Единственная причина смотреть "Скайфолл" заключалась для меня в том, что его снимал Сэм Мендес, автор "Красоты по-американски" и "Дороги перемен". Потом, когда я поразмыслил как следует, исчезла и эта причина. Мендес-не Мендес… да хоть Тарковский, восставший из гроба! Все равно будет та же самая поебень, что и "Квант милосердия" (который, кстати, я не смотрел) и "Казино Рояль". Вот уж что-что, а "бондиана" – это абсолютно продюсерски-студийный проект, и известные фамилии режиссеров тут только для галочки, чтобы завлечь в кинозалы всяких зазевавшихся киноманов. Решение сменить, так сказать, "дискурс бондианы", сделать ее более реалистичной, – что и произошло в "Казино Рояль", – принималось отнюдь не режиссером, а на гораздо более высоком уровне. С тех пор никаких серьезных решений не принималось, соответствующих директив режиссерам не поступало… короче, что я ожидал от "Скайфолла", то и увидел. Glamurize spy film вновь уступил место обыкновенному шпионскому триллеру (это и не хорошо, и не плохо, а просто факт), уныловатый Крэйг играет грустного, постаревшего Бонда, Хавьер Бардем изображает пидараса, а настоящие пидарасы, сидящие в Британии у власти, играют в толерантность, параллельно вытирая об шпионов старой закалки ноги. Словом, "мир уже не тот".
Вообще этот мессадж – "Пидарасы у власти, хипстеры ебаные, расслабились и щас вас выебут те, кто никогда не расслабляет анус! Да хуй-то с вами, впрочем, но ведь и народ же выебут! Соотечественников ваших невинных выебут враги народа!" – красной нитью проходит через весь фильм. Это неожиданно придаёт фильму свежесть, хотя и относительную. Если раньше, во времена Коннери и Мура, продюсеры делали ставку на изображение "сладкой жизни", которая недоступна зрителю в реальности, но доступна на киноэкране, то теперь они пытаются играть на более глубоких эмоциях. Ведь многие полагают, что Родина – в опасности, что мир кишмя кишит бандитами, террористами и просто психами, и что заигрывание властей с этим контингентом уже давно вышло за рамки здравого смысла.
Создатели бондианы показывают, что, ко счастью, настоящие разведчики не дремлют и готовы в очередной раз прийти стране на помощь.
Конфликт между старым и новым миром прочно вошел в боевики после "Крепкого орешка 4". Мускулистые, грязные, мощные мужики против худых пацанчиков нового века, вооруженных компьютерами, жучками и интеллектом, причем несмотря на реверансы силе будущее отдано мальчикам в очках. Как режиссеры, так и старые звезды вошли в пору, когда молодое поколение, не способное прочитать длинный текст, пугает, поэтому конфликт поколений встречается во многих боевиках. "Скайфолл" обыгрывает это и в ироническом (сцена с прорубью), и в грустном (тесты Бонда, взрыв здания разведки) ключе. Мужская фигура на фоне залитых багровым отсветом горящего здания пустошей — это и "последний герой", и жалкий ретрофанат, спрятавшийся в старом мини-замке с потайным ходом от хакера на вертолете. Все в "Скайфолле" построено на ощущении завершения, смены времен, смены идей, в конце концов. Если Бонд хочет выжить, на следующем витке ему придется сделать что-то невероятное.
Причем конфликт поколений полностью отодвигает шпионскую интригу на задний план. Ведь больше не интересы страны на кону — нет, это "старые кони" пытаются доказать остальным, что нужны, что еще способны на многое. И старуха М, и старик Бонд, и зацикленный на прошлом злодей — все они сначала пытаются играть глобально, но возвращаются к личному, локальному конфликту своей нужности. Речь не о терроризме, не о геополитических катастрофах — речь о катастрофе личной, когда ты понимаешь, что отжил свое. И в этом смысле финал в древнем доме, с еле шевелящейся М, подземным ходом и стариком с дробовиком очень гармоничен. Мировые интересы отходят в никуда, мировая сцена сбрасывает одряхлевших статистов. Мы смотрим на личное дело, которое нужно разрешить. И Бонд, конечно, разрешает его так, как делал прежде.
Несмотря на то, что все идиотские условности придуманного жанра на месте (чего стоит компьютерный спец, смело запускающий хакерский комп внутри сети разведки) и по традиции неправдоподобный сюжет, "Скайфолл" — недурное кино-прощание с Крейгом, научившим меня смотреть фильмы о Бонде. Также здесь забавный Бардем — гибрид Ганнибала Лектора и Джокера, почти оммаж "Темному рыцарю", но со своими нотками. Его подарок-поезд — это стильно. Надеюсь, следующим Бондом станет "Лютер".
Подход к рецензированию подобных фильмов должен быть сугубо деловым, ведь это как тест-драйв проституток. Читая твой отзыв, никто не будет ожидать рассказов о том, знакома ли она с творчеством Бодлера, и что думает о Модильяни, или, там, сколько у неё было мужчин до тебя. Всех интересует: какие сиськи, какая попка, как ебётся, не опасно ли чего-нибудь подхватить. Поэтому рассусоливать свою кино-эрудицию (вы не переживайте, я её всё равно достану чуть дальше, и помахаю ею перед вашими лицами) в рецензии на блокбастер слегка без мазы: люди читают эту рецензию с единственной целью: увидеть оценку, и твоё "одобрямс-неодобрямс". Максимум в добавок к этому: получить общее представление о том, в каком там всё ритме, чтоб сформировать правильное ожидание. Живенько так, или загадочно, весело или мрачно.
Вот вам резюме: лучше, чем можно было ожидать, но целиком построено на спизженных идеях.
То есть, вообще получилось неплохо, более кино-незамутнённый ум, чем я, скорее всего, начал бы петь фильму дифирамбы (таковых в сети, собственно, пруд пруди). Но я НЕ МОГУ смотреть фильм, и не реагировать на каждый кадр возгласами: "Бля, да это же старик Хитчхок!" или "Узнаю, узнаю брата Тарковского!" Почти к каждому, к КАЖДОМУ эпизоду, а зачастую и кадру картины можно сделать подпись: "Впервые экспонировалось в боевике каком-то". И исходя из этого меняется всё восприятие картины. Если бы, скажем, раскрыл вам главный сюжетный поворот "Тёмного рыцаря", то гореть не за это в аду. А если я скажу вам, что главный сюжетный поворот "Скайфола" потырен из "Тёмного рыцаря", то максимальное наказание, которое я за это заслужу — чиряк на сраке.
Хорошего в этом фильме (помимо того, что он просто интересный — а это для современного боевика совсем не мало) аж две штуки. Первая — то, что Мендес сотоварищи сразу, с порога, смели в мусоропровод наследство "Кванта Милосердия", обещавшее в последущих частях бондианы раскрытие темы мирового заговора толстосумов (ну те, которых Бонд запалил в венской опере). Парни решили сделать всё по новой — и это решение было как нельзя более правильным, во веки веков, аминь. Вторая хорошая штука в фильме — отсутствие страха. Несмотря на давящий формат — надо держать марку, ввести ненужный персонаж очередной тёлки, которую Бонд трахнет, а потом её убьют, чтоб не отягощать сюжет, понтовые костюмы, взболтать, но не смешивать, и так далее — Мендес не боится экспериментировать. Он не боится вдруг сделать всё совсем не так — пусть и ценой чудовищного по масштабам плагиата у старших коллег и успешных блокбастер-франшиз последних лет. И это тоже хорошо.
Вообще, фильм оставляет приятное послевкусие, даже несмотря на то, что стараниями сценаристов он превратился из игры "угадай, что будет дальше" в игру "угадай, откуда потырен сюжетный ход". Странно только, что Мендес устроил, грубо говоря, "перезагрузку франшизы" в третьем фильме трилогии — хотя обычно этим занимаются в первом. Говорят, впрочем, что Крейг подписался ещё на два фильма — и теперь все "перезагрузочные" мотивы выглядят ещё более странно. Крейгу, если вам интересно, заплатили на это 50 лимонов.
И кто бы отказался навеки остаться Бондом за 50 лимонов?