Владимир Гордеев:
Рецензия на фильм "Чемпионат района: Последний матч Пепика Гнатка "
Клевая комедия, чем-то напоминающая своей "бытийностью" фильмы Иржи Менцеля, только без навязчивого "диссидентского душка", поскольку режиссеру и автору сценария "Чемпионата района" Яну Прусиновскому всего 33 года.
Я не случайно упомянул Менцеля, поскольку тот культрегерски распространил доктрину наших ленинградских митьков "митьки никого не хотят победить" на всю чешскую нацию. Мол, чехи ни с кем не воюют. Герой самого известного фильма Менцеля "Поезда под особым наблюдением" убил фашиста (совершил подвиг) совершенно случайно.
В фильме Прусиновского агрессией обладает только один человек – тренер команды второго чешского дивизиона Пепик Гнатек. Он проповедует одну-единственную игровую схему: "Вы, блять, деревянные! Вот и играйте по-деревянному! Длинные забросы вперед и борьба!". Это – мрачный, суровый человек. По воскресеньям он угрюмо идет на задний двор, вытаскивает из клетки кролика, убивает его, разделывает. Потом ест рагу и пьет легкое пиво.
Его футболисты – точно такая же деревенщина. Но у каждого неимоверные амбиции, простирающиеся (впрочем, только на словах) далеко за пределы околицы. Например, они хотят играть как "Милан" и то и дело пытаются подсадить тренера.
Спортивный директор пытается сделать клуб рентабельным: сдаёт запасное поле классическому чешскому Луна-парку, который дышит на ладан.
Жена изменила Пепику Гнатеку с его помощником двадцать лет назад. Этого он не может простить до сих пор. Помнит это событие, как победный гол "Спарты" в 1972 году. С женой он до сих пор живет вместе. А с помощником вместе работает (тот время от времени приносит его жене куст крыжовника на высадку в огороде).
Когда друг Гнатека, врач-кардиолог, начинает настаивать на том, что Гнатеку нужно сделать пересадку сердца, Гнатек, старший тренер, этот самый суровый мужик на раёне, пытается скрыть предстоящую операцию от окружающих.
Какое-то удивительно спокойное, невозмутимое кино. И именно поэтому необыкновенно прелестное. В нем нет ничего слащавого. Режиссер не стал заигрывать со зрителем, либо сделал это так искусно, что фильм кажется аболютно бесхитростным. Грубая речь персонажей только оттеняет мягкость режиссерской интонации. Фильм доставляет. Смотрится с удовольствием. Надо приобрести в прокат.