В главных ролях: Дени Лаван. В ролях: Ева Мендез, Эдит Скоб, Кайли Миноуг, Мишель Пикколи, Леос Каракс, Настя Голубева Каракс.
Награды: МКФ в Каннах — Award of the Youth..
Интересные факты о фильме:
Роль Кайли Миноуг предназначалась Жюльетт Бинош, но у Каракса с актрисой вышла размолвка. Тогда Клер Дени посоветовала Караксу пригласить Миноуг.Версия для печати
"Святые моторы" — новый фильм Леоса Каракса, а значит, событие по умолчанию значимое, особенно учитывая то, что Каракс молчал более десяти лет (короткометражка в альманахе "Токио!" не в счет). Может сложиться впечатление, что не просто так молчал Каракс, не бездельничал, а все эти 14 лет размышлял над будущим супершедевром.
Но это вряд ли. "Пола Х" была унылым говном, а над ней он "размышлял" тоже чуть ли не 10 лет. Когда в "Святых моторах" появляется персонаж "Токио!" — "тварь из коллектора", — становится окончательно ясно, что новых идей у Каракса нет.
Да и нахер они нужны. Фильм смотрится отлично безо всяких новых идей. И вообще представляет собой бенефис Дени Лавана. И вообще это история о людях, которые носят маски. Рано утром Лаван выходит из дому, садится в лимузин и разъезжает по встречам, для каждого случая принимая новое обличье. Сначала, приняв облик дряхлой старухи-попрошайки, он встречается с прохожими. Потом, приняв облик Дерьма из коллектора, похищает Еву Мендез, надевает на нее хиджаб и тащит в свой подземный, вонючий гарем. И так далее. В общем, у героя насыщенный деловой день.
Ближе к финалу Каракс выпускает в кадр Кайли Миноуг и сам напяливает маску: превращается в Кристофа Оноре, постановщика "бытовых мюзиклов".
В забавном финале, когда человеческий день окончен, начинает ночь "святых моторов". Длинные блестящие лимузины стоят в гараже и, перемигиваясь фарами, горько сетуют на жизнь. Интересно, что бы им сказали на это автомобили с шашечками на борту?
В этом фильме Леоса Каракса, как и в прочих его фильмах, форма превалирует над содержанием, эмоции одерживают верх над здравым смыслом (исключение составляет "Пола Х", которая попросту уныла). Этот фильм надо смотреть, как говорится, сердцем, и тогда он реально доставит.
Каракс снимал великолепные фильмы (1, 2), но редко. Может, ему было больше нечего сказать, может, были другие дела, но глядя "Святые моторы" склоняешься к первому. Каракс словно взял и поместил в один фильм все, что не вошло в предыдущие фильмы, скрепив их ссылками. Если бы мне нужно было трактовать фильм, я бы сказала, что основная мысль "Святых моторов": "От кино устаешь". От всего устаешь, даже от Дени Лавана. Здесь он ездит в лимузине по городу и преображается, отыгрывая шоу-реалите то в образе горбатой старухи, то в спортивных штанах гопника-убийцы, то в седом парике. Ездит — и тоже до смерти устает. Но мне не нужно трактовать фильм, так что — я понятия не имею, что хотел сказать Каракс, тасуя кусочки старых образов и вводя новые.
А еще в "Святых моторах" — лучшая, просто королевская роль Евы Мендес. Она горделиво прекрасна в образе равнодушной, но невозмутимой красавицы, которую нельзя ничем удивить.
Я никогда раньше не смотрел фильмов Каракса. Говорю это без всяких там оговорок, типа, "с прискорбием констатирую" или "сквозь стыд должен признаться". И, судя по всему, ни одного фильма Каракса больше не посмотрю. Ну я просто уже не в том возрасте наверное, когда "блять, я должен это посмотреть, это классика!" или "надо высидеть до конца, это шедевр". Когда тебе семнадцать – такие штуки работают, но дядька Димка давно обзавёлся женой, детьми, нервной работой, дорожными пробками, перманентной революционной ситуацией в стране, и романом, который пишется так медленно, что хочется плакать. Я смотрю кино потому, что оно мне нравится, и не смотрю, когда не нравится, и мне похуй. Ну, в смысле, осталось домучить "8 1/2" Феллини, ещё две трети осталось – и после этого всё, баста.
"Святые моторы" — это типичный артхаус. Ну да, тот самый, где, как метко заметил наш бывший автор, "Витя сосёт хуй у Коли, а Маша снимает это на видео, чтоб показать на Венецианском кинофестивале". Малоосмысленный поток сознания, в котором плавают некие "идеи", которые я, как зритель, должен оттуда вылавливать большой шумовкой по одной.
В артхаусе меня раздражают три вещи.
Первая – это уверенность автора, что именно зритель должен заниматься вылавливанием его идей. А лично я на это не подписывался. Какого хуя автор переложил на меня работу по вылавливанию его мыслей из этого бульона, если он сам не потрудился их даже осознать – не говоря уже о том, чтоб нормально оформить? Почему я должен что-то за автора додумать? Ведь дело здесь не в том, что я МОГУ додумать, потому что автор оставил мне для этого определённое проективное пространство. Дело в том, что я ДОЛЖЕН додумывать, потому что если не додумывать – то вообще ничего не складывается, произведение превращается в полнейшую белиберду. Почему бы тебе, автор, для начала не понять себя самого, потом не определиться с тем, что ты хочешь сказать, потом ясно это не сформулировать, и, наконец, не облечь в художественную форму кенофильма? Что, что? Пошёл я нахуй? Да нет, это иди ТЫ на хуй, дорогой. Ленивый ублюдок с разросшимся самомнением.
Вторая – это претензия. Автор показывает тебе какие-то простые и понятные вещи, но они, как имена нарицательные из романов Коэльо, должны что-то для тебя такое особенное значить. Мужик подвозит девочку до дома после вечеринки. Но это не просто мужик, который подвозит девочку до дома после вечеринки. Это Мужик, который подвозит Девочку до дома после Вечеринки. Половина слов в предложении начинаются с больших букв – в кинематографическом, конечно, плане. Автор артхауза не садится срать – он Начинает Процесс Дефекации. Персонажи артхауза не тупые примитивные ебланы. Они Ранимые Люди с Тонкой Душевной Организацией. Я это не о персонажах данного конкретного фильма, я это об артхаусе вообще. Впрочем, в данном фильме это как раз очень даже ощущается: здесь не набор эпизодов, а Последовательность Жизненных Драм, словно Каракс специально подчеркнул для нас, что вторая вещь, раздражающая Дядьку Димку в артхаусе, в этом фильме не просто есть – она здесь гипертрофирована.
И, наконец, третья – это бедность фантазии (чуть не написал "скудоумие"). Ну, правда, если тебя по-настоящему прёт и плющит – ну сделай уже что-нибудь крутое. Гигансткого паука или Чужого, поедающего ав томобили на Елисейских полях. Секретного агента, обезвреживающего бомбу, заложенную под Эйфелеву башню. Хобитов, вломивших пизды Саурону, отымевших его в зад, и заставивших делать им флюродрос. Женщину с пулемётом вместо ноги, танцующую стриптиз в баре для космических дальнобойщиков. Иисуса, разрешающего прокажённым поцеловать себя в писю, чтобы излечиться. Офисных клерков, играющих в кости зубами убитых зомби в подземном бункере после ядерного холокоста. Ну, я не знаю, что-нибудь, ЧТО-НИБУДЬ. А всё, на что хватает полёта фантазии Каракса – это рыжий уродец с катарактой, который кусает кого-то за пальцы, тащит красотку в калализацию, и лежит на лавке голый, положив голову ей на колени.
И всё? Это весь арт в твоём хаусе?
Негуууусто.
"Святые моторы" — довольно бессвязный и весьма нудятный фильм без каких бы то ни было внятных месседжей и вообще хоть чего-то запоминающегося. Вот в этом весь артхаус. Не рискну сказать "в этом и весь Каракс", я других его фильмов не видел, но сомневаюсь в том, что они сильно отличаются.
Вам нет надобности тратить время на просмотр. Кем бы вы ни были, какое бы кино не любили – есть длинный перечень фильмов, которые произведут на вас неизмеримо большее впечатление. Посмотрите хоть "Снял кого-нибудь?" Такеши Китано, штоле! Почему этого фильма кроме меня никто не видел?