Режиссер:
Жан Ренуар. Сценарий: Жан Ренуар (по книге Румер Годден), Оператор: Клод Ренуар, Композитор: М.А. Партха Саратхи.
В главных ролях: Патриция Уолтерс, Томас Э. Брин, Эзмонд Найт, Артур Шилдс. В ролях: Нора Суинбёрн, Супрова Мукержи, Рада, Эдриенн Корри.
Награды: МКФ в Венеции — Международный приз. National Board of Review, USA — лучший иностранный фильм..
Интересные факты о фильме:
Эсмонд Найт, сыгравший отца, действительно потерял глаз во время II Мировой войны. А Томас Брин действительно одноногий.
Продюсером фильма стал Кеннет МакЭлдоуни, успешный флорист и агент по недвижимости в Л.А. Он сказал жене, публицисту в МГМ, что один из ее фильмов мог бы стать лучше. Продал дом и цветочные магазины, а с 1947 по 1951 год работал над производством этого фильма. Когда фильм вышел в кинотеатрах, все билеты на него были распроданы за 34 недели до премьеры, что является рекордом. Потом МакЭлдони вернулся в недвижимость и больше кино не снимал.
Фильм снят в техниколоре, чтобы сделать цвет насыщенным. Кроме того, еще пять месяцев работали над цветокоррекцией, чтобы улучшить результат. Версия для печати
Жан Ренуар, сильно досаждавший нацистам своими кинолентами, в 1940-м году бежал в Голливуд. Венцом его американской карьеры стал фильм "Река" (1951), снятый, впрочем, в Индии.
Этот поразительной красоты фильм, неспешный, обволакивающий, снят по роману Румен Годдард и повествует о первой любви. В фильме воплощены мечты и грёзы о загадочной и таинственной Индии с ее пряными запахами, цветами, "махараджами и заклинателями змей", далекими джунглями, пестрыми попугаями, обезьянами и слонами, индусами и сикхами, кокосовыми орехами и лианами, сказками Киплинга и... Стоп, тут мы подошли к сути. Ибо нам показывается колониальная, романтическая Индия — почти безопасная Индия, которая видна из окон викторианской усадьбы, где обитают герои фильма, многодетная семья управляющего джутовой фабрикой. Фильм "Река" практически не известен у нашего зрителя, но зато все видели "Поезд на Дарджилинг". Так вот, режиссеру "Поезда", Уэсу Андерсону, "Реку" показал Мартин Скорсезе, и Андерсон, придя в неописуемый восторг, тотчас решил снять что-то подобное. И снял фильм об американцах, которые путешествуют в поезде по Индии, наблюдая за страной, в основном, из окон. Даже интонацию для своего фильма Андерсон избрал схожую — лирическую, немного отстраненную, мечтательную.
Но Андерсон снимал комедию, а Ренуар — прочувствованную мелодраму. Кроме того, тонкий знаток душ человеческих, Жан Ренуар устраняет из своего фильма любую эксцентрику и рассказывает свою историю просто, со вкусом. Если продолжить сравнение, то в данном аспекте фильм Ренуара более близок к картинам Джеймса Айвори (тоже известным гуру из Бобруйска).
Центральным героем "Реки" является юная Хэрриет, которая влюбляется в капитана Джона. Капитан Джон приехал к своему двоюродному брату, соседу семьи Хэрриет.
Джон — молод и привлекателен, несмотря на инвалидность. На войне он лишился ноги, он прихрамывает, а когда садится на землю, то стремится как можно скорее положить искусственную ногу рядом с живой, чтобы никто ничего не заметил. Джон несчастен. Он чувствует себя изгоем (военный синдром), кроме того, он лишился семьи, что усиливает его депрессию. Не найдя себе места в прежнем мире, он сбежал от повседневности, которая стала чужой, в индийскую ирреальность.
Хэрриет, вобравшая в себя древние индийские легенды и сказки, сочиняет рассказ про молодую индианку, которая влюбилась в парня, но папа сказал, что сам найдет ей жениха. Какое же было изумление несчастной девушки, когда, в конце концов, этим женихом оказался тот самый парень. Девушка танцует перед парнем, как когда-то одна древняя арийская дама танцевала перед Кришной. Танцуя перед богом, дама сама превращается в богиню. Тем самым Хэрриет подразумевает, что и невозможное возможно — ничто не мешает Хэрриет стать возлюбленной мистера Джона.
Действие фильма происходит на берегу величественной Ганги, где, рядом с джутовой фабрикой и небольшой деревушкой, расположена усадьба. Дети ходят на гатхи и наблюдают за тем, как индусы молятся богам, плавают в лодках; они ходят на рынок и торгуют "шелка, серебро, оружие"; младший брат Хэрриет, играя на дудочке и совершая подношения в виде миски молока, пытается выманить из-под корней священного дерева бодхи кобру.
Фильм снимался в Бенгалии. Ассистентом Ренуара выступал молодой фанат кино Сатьяджит Рей и жадно, как губка, впитывал бесплатные уроки мастерства. Через три года Рей снимет свою дебютную картину "Песнь дороги" и буквально сразу проснется знаменитым. Думаю, что будь вместо Ренуара другой режиссер, ориентированный вместо реализма на экзотический китч, не бывать Рею "основателем индийского неореализма", и вряд ли Акира Куросава сказал бы о его творчестве, что "жить и не видеть картин Сатьятджита Рея все равно, что жить и не видеть солнца".