Один из ранних фильмов Лукино Висконти, сделанный в жанре трагикомедии, черно-белый, с уходом в сторону от неореализма, поскольку Висконти уже достиг в этой области невероятных высот ("Земля дрожит").
Полина Каэль пишет, что идея снять "Самую красивую" пришла Висконти в голову, когда он подбирал на роль в каком-то своем фильме маленькую девочку, и в один прекрасный момент оказался в окружении четырехсот гомонящих мамаш и примерно такого же количества гомонящих детей.
"Самая красивая" — это гипотетическая история одной из таких мамаш, приведших ребенка на пробы. Мамашу играет экспрессивная Анна Маньяни. Эта бедная медсестра, свято уверенная в таланте ребенка, делает всё, чтобы пройти первые кинопробы, вторые, третьи и, наконец, превратить дочь звезду. Она бегает по пациентам, таскает ребенка к фотографу, даёт взятку специалисту по кастингу со студии "Чинечитта", где проходят кинопробы, платит какой-то сумасшедшей бывшей актрисе, которая по собственной инициативе пришла "дать малышке несколько уроков актерского мастерства".
Все это происходит на фоне яркого, контрастно запечатленного на черно-белой пленке летнего Рима. Залитые солнцем дворы, кабаки с плетеными крышами, лестницы многоэтажных домов, по которым снуют орущие итальянские матроны, автобусная остановка возле "Чинечитты", павильоны, смотровые залы, монтажные — целая череда объектов, давно утраченных во времени, но стремительно оживающих на экране. Мир, которого ты никогда не видел, ну чисто "Покровские ворота", только без какой бы то ни было сентиментальности.
Вообще Висконти никогда не снимал комедии. "Самую красивую" трудно назвать смешным фильмом. Попытки делать комедийные сцены с Анной Маньяни (например, когда она рефлексирует) обречены на провал, поскольку тормозят действие. Однако ближе к финалу, когда близится развязка, интонация из трагикомической превращаются в мелодраматическую, и тут уже Висконти уверенно рулит действием, показывая себя тонким, очень наблюдательным художником, мастером монтажа, демонстрируя зрителю прозрение матери, минуты ее сокрушительного разочарования и грохот осколков, на которые разлетается великолепный миф кино, созданный простыми итальянцами в своем воображении.
В роли режиссера, который ищет ребенка на роль, снялся Алессандро Блазетти, чьи фильмы считаются предтечей итальянского неореализма.