Режиссер:
Милош Форман. Сценарий: Лоренс Хаубен, Бо Голдмэн (по одноименным роману Кена Кизи и пьесе Дэйла Вассермана), Оператор: Хэскелл Уэкслер, Композитор: Джек Ницше.
В главных ролях: Джек Николсон, Луиза Флетчер. В ролях: Брэд Дуриф, Уильям Редфилд, Дэнни ДеВито, Кристофер Ллойд, Уилл Сэмпсон, Натан Джордж, Скэтмэн Крозерс, Майкл Берриман.
Награды: 5 "Оскаров" — лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий, актер (Дж.Николсон), актриса (Л.Флетчер). 6 "Золотых глобусов" — лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий, актер (Дж.Николсон), актриса (Л.Флетчер), лучший дебют (Б.Дуриф). 6 призов BAFTA — лучший фильм, режиссер, актер (Дж.Николсон), актриса (Л.Флетчер), монтаж, актер второго плана (Б.Дуриф). National Board of Review, USA — лучший актер (Дж.Николсон), Top Ten Films. Bodil Awards — лучший неевропейский фильм. David di Donatello Awards — лучший иностранный режиссер, актер (Дж.Николсон). Гильдия режиссеров США — лучший режиссер. Гильдия сценаристов США — лучший адаптированный сценарий. Sant Jordi Awards — лучший иностранный актер (Дж.Николсон). Синдикат итальянских киножурналистов — лучший иностранный режиссер. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший режиссер. Kinema Junpo Awards — лучший иностранный режиссер. Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший фильм. New York Film Critics Circle Awards — лучший актер (Дж.Николсон). People's Choice Awards, USA — любимый фильм. Golden Screen, Germany
Библиотека конгресса США — National Film Registry..
Интересные факты о фильме:
В массовке снимались настоящие психи.
Большинство моментов в сцене прибытия Макмерфи в дурдом — чистая актерская импровизация.
На роль Макмерфи претендовали Марлон Брандо, Джин Хэкман, Джеймс Каан и Берт Рейнольдс.
Кирк Дуглас, владевший правами на экранизацию, передал права своему сыну, Майклу Дугласу. Кроме того, Кирк собирался сыграть одну из ролей, но пока договаривался со студиями-мейджорами, — а те не хотели инвестировать в фильм, — успел состариться.
Фильм стал снимать Милош Форман, с которым Кирк Дуглас познакомился еще давным-давно в Праге.
Форман хотел находиться в окружении малоизвестных актеров, чтобы чувствовать себя командиром. Так оно, в целом, и случилось.
Форман не мог снимать фильм от лица Бромдена, что предельно возмутило Кена Кизи. Писатель даже подал в суд, но проиграл.
Кстати, Кизи написал роман под впечатлением от работы в госпитале для ветеранов.
Название романа (и фильма) — цитата из американской народной песенки. Помимо этого, "кукушкино гнездо" на американском сленге означает психушку. Версия для печати
Легендарный фильм по не менее легендарному роману. Так случилось, что еще сто лет назад (точнее говоря, ровно двадцать) я прочел роман и только потом уже посмотрел фильм. Меня поразило, как верно Форман передал атмосферу книжки, ее юмор и драматизм. При этом, помню, что главного героя, буйного рыжего ирландца МакМерфи, я представлял себе несколько иначе, тогда как Луиза Флетчер, сыгравшая старшую медсестру, идеально попала в образ.
Но с тех пор я роман не перечитывал, а фильм надысь случайно пересмотрел. Лениво переключая перед сном телеканалы с одного российского детективного говносериала на другой, я случайно напоролся в два часа ночи на "Пролетая над гнездом кукушки". Его показывали по пятому каналу, который в прайм-тайме обычно заебывает зрителя всякой хуетой типа бесконечного сериала "Детективы". В общем, я не ожидал от пятого канала такой подлянки и вынужден был вместо того, чтобы быстро отойти ко сну под привычно унылый сюжет наших сценаристов и пакостную игру наших актеров, досмотреть блестящий фильм Формана до конца. И теперь уж Джек Николсон в роли МакМерфи никак меня не смущал.
Это фильм о вызове, который человек бросает власти. А Кизи – это американский Кафка, то есть, Кафка Энергичный и Напористый.
МакМерфи попадает в дурку, тогда как должен был сидеть в тюрьме. Просто его сочли невменяемым и решили проверить. МакМерфи уверен, что дурка намного предпочтительнее тюрьмы, – тут персонал вежлив с пациентами, умыт и имеет хоть какое-то образование. В общем, он был уверен, что попадает в санаторий вместо ада. Но это оказалось не так (особенно доставляет в данном контексте, что фильм снимал чешский диссидент и эмигрант Милош Форман, уехавший из соцлагеря в Штаты).
МакМерфи – альфа-самец в толпе психов. Он жизнелюбив, абсолютно здоров как психически, так и физически, он притягивает к себе людей. Сплачивая вокруг себя людей, одним этим фактом он бросает вызов официальной власти – персоналу больницы.
Конечно, "Пролетая над гнездом кукушки" – в первую очередь, могучая метафора государственной власти — власти, которая лишь имитирует "заботу о человеке", "службу народу" и все такое прочее, а на самом деле, пользуется всеми средствами, чтобы волю человека подавить, а если понадобится, то и окончательно раздавить. Подлинные намерения глубоко скрыты под подчеркнутой вежливостью, накрахмаленным формализмом, но факт остается фактом. Тогда как МакМерфи социализирует психов, сестра Рэтчед и ее "терапия" нарушает связи между людьми, увеличивает расстояние между ними и превращает людей в одиноких, забитых, отчаявшихся существ (в этом и заключается "медицинский метод").
Хиханьки да хаханьки, которыми изобилует фильм, несерьезность, порожденная абсолютной уверенностью МакМерфи в том, что он в любой момент сможет сдристнуть из дурки (это же не тюрьма!), делают трагическую развязку невероятно мощной. Но – это оптимистическая трагедия, ведь фильм, как никак, американский… По-крайней мере, одному человеку МакМерфи поможет, и тот сбежит из дурдома. Куда? Вероятно, в другой дурдом…