Год назад на экраны вышел "Драйв" Рёфна, фильм начисто лишенный драйва, но отнюдь не лишенный обаяния, поскольку был мощной стилизацией под брутальный олдскул 80-х.
Ничего подобного невозможно сказать об "Автостраде", фильме таком же неторопливом, как и "Драйв", но тупо, кондово прямолинейном. Он более всего напоминает советские детективы про всяких там замечательных милицонеров, типа "Версия полковника Зорина" и т.п. Единственное отличие заключается в том, что хороший китайский милиционер гораздо моложе советского коллеги, – но так и полагается, ведь в кино нынче ходит только школота.
Честно говоря, я затрудняюсь пересказать сюжет, поскольку фильм с самого начала погрузил меня в основательный сон, и я вздрагивал, просыпаясь на мгновение лишь тогда, когда тыловые колонки взрывались рёвом движка: я бросал взгляд на экран зрелище, искренне пытаясь заинтересоваться фильмом. Но он ничем не мог меня заинтересовать – ни драматургией, ни видеорядом, и я снова погружался в куда более любопытные сновидения.
Со стороны Мор было настоящей жестокостью назначить эту гонконгскую шляпу производства студии "Милкивэй" в разделочную, ибо еще свежи в моей памяти воспоминания о "Воробье", которого снял Джонни То – парень, эту студию основавший. "Воробей" был точно такой же унылой поебенью и можно было не сомневаться, что продюсерские работы Джонни То вряд ли будут отличаться по качеству от режиссерских. Джонни То – это китайский Люк Бессон, который в начале 00-х заполонил французские экраны дешевым и галимым ширпотребом, какими-то тупыми комедиями, криминальными экшон-драмами. Джонни То идёт по следу французского коллеги, практически ни в чем тому не уступая…
Очень люблю фильмы про гонки, но у большинства из них есть один недостаток — чрезмерная театральная зрелищность. "Автострада" же — один из редких фильмов про схватку водителей, где драйв, напряжение и приемы езды переданы реально, без прыжков через водовозы и пролетов над катерами, но от этого не менее впечатляюще. Главная фишка "Автострады" — экстремальное вождение по узким трассам, дуэль в переулке, где с трудом помещается даже одна машина. Финальная сцена, в которой тачки скользят, почти плывут по темной парковке в управляемом заносе, просачиваются, буквально втискиваются в узкие развороты, выглядит крайне эффектно. Хватает и других некислых сцен — например, синхронный разворот или трюк, с помощью которого подозреваемому удается избежать разложенных на трассе шипов.
Главный герой фильма — молодой китайский гаишник, который любит гонять за нарушителями, словно он коп из NFS Hot pursuit (приемы он применяет те же). Его напарник — старикан, которому остались последние деньки до пенсии, поэтому назначение на точку с радаром он воспринимает спокойно. В ходе обыденной работы молодой натыкается на борзого водителя, с легкостью ускользающего от преследования, — и не на шутку заводится. Помчавшись за ним в кривой, узкий переулок, гаишник остается ни с чем — мало того, что преследуемому водиле удается оторваться, развернувшись в совершенно невозможном для этого углу каменной кишки, так он еще успевает атаковать преследователя, едва не превратив молодого копа в лепешку. Старик узнает стиль вождения преступника — это известный грабитель, за которым сам пенсионер охотился прежде, но так и не смог поймать. Дав молодому пару уроков разворота в экстремальной ситуации, старик присоединяется к преследованию.
Фильм заполнен неброским, но напряженным действием, превосходными трюками. Дуэль водителей производит впечатление нетипичностью. Одновременно это и драма, причем драма без лишних театральных слез, стоптаймов и долгих речей, что опять же не может не радовать. Очень хорошее, какое-то профессиональное кино без замашек на блокбастерность.
Классический олдскульный боевик о том, как два профессиональных копа ловят двух профессиональных бандитов. Один коп старый, ему осталось несколько дней до пенсии, и он хочет дожить их без приключений — но он опытен, знает и умеет штуки, которых не знает больше никто, и, конечно, не может остаться в стороне. (Его играет Энтони Вонг, кстати — некоторых гонконгских актёров я уже начал различать). Второй коп — неоперившийся пацан с шилом в жопе. Бандиты тоже классические: один — прожжённый вор, второй — его лучший друг, отличный водила.
В общем, вы уже можете предсказать весь фильм практически от начала до конца. Бандиты совершают бандитство, копы гонятся за ними. А молодой попадает в халепу*, а старый его спасает. Но старый при этом гибнет, оставляя плакать немолодую, но хорошо выглядящую жену. А бандиты тоже драма, но им тоже надо украсть бриллиант. А в конце молодой коп их уделает.
Коньком картины являются гонки на машинах по всяким городским ландшафтам: кривым дорогам, подземным парковкам, узким улочкам — настолько узким, что машина не может в них развернуться. И только совсем, на всю голову, реальный водила знает, что если выжать восемь тысяч оборотов, хуяря одновременно газ и тормоз, то можно разогнать задние колёса при неподвижных передних, и развернуть машину, стоя на месте.
В фильме много прекрасных погонь на машинах с правым рулём, и типичных для Джонни То зависаний: когда посреди какого-то быстрого драйвового процесса вдруг всё останавливается, и ты видишь, как медленно-медленно разлетаются какие-нибудь капельки. Это хороший приём, если им не злоупотреблять, но у То он заёбывает уже во втором просмотренном фильме, так что здесь — не впечатлил.
Главный недостаток фильма — при хорошей технической реализации слишком мало сценарной фантазии. История слеплена до такой степени по лекалам, что кажется, будто она и есть лекало. Нет, для того, чтобы захватить мир, кетайцам придётся применить больше фантазии.