Режиссер:
Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер. Сценарий: Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер (по мотивам сказки Ханса Христиана Андерсена), Оператор: Джек Кардифф, Композиторы: Брайан Исдэйл, Кенни Бэйкер.
В главных ролях: Антон Уолбрук, Мариус Горинг, Мойра Ширер. В ролях: Роберт Хелпманн, Леонид Мясин, Альберт Бассерманн, Людмила Черина.
Награды: 2 "Оскара" — лучший художник-постановщик в цветном фильме, лучшая музыка. "Золотой глобус" — лучший фильм. National Board of Review, USA — Top Ten Films. .
Интересные факты о фильме:
Когда люди жаловались на мрачную концовку фильма, художник фильма Хайн Хекрот напоминал, что в оригинальной сказке Андерсена героине и вовсе отрубили ноги.
Майкл Пауэлл целый год преследовал Мойру Ширер, чтобы та сыграла балерину. Впоследствии актриса жаловалась, что он не давал ей никаких актерских указаний, вообще практически не замечал, а только заставлял безостановочно танцевать.
Оператор Джек Кардифф был не в восторге от идеи снимать фильм про балет. Но посетив несколько балетных представлений, воодушевился.
Балет "Красные башмачки" снимали шесть недель, а художнику Хайну Хекроту пришлось нарисовать 120 картин.
Фильм "Красные башмачки" занимает 9-е место в списке лучших британских кинолент по рейтингу Британского киноинститута, составленному на рубеже XX — XXI в.в.
Эмерик Прессбургер написал сценарий в 1937 году и продал продюсеру Александру Корде. Лишь в 1947 году Прессбургеру и Майклу удалось выкупить права обратно, сделав вид, что они выкупают сценарий из сентиментальных побуждений, а вовсе не для того, чтобы сделать фильм.Версия для печати
Майкл Пауэлл был одной из тех личностей, которые на протяжении 40-х годов определяли лицо британского кинематографа (среди прочих можно назвать продюсеров Александра и Золтана Корду, режиссера Кэрола Рида).
В 40-х годах британский национальный кинематограф находился в загоне и не пользовался популярностью в мире (представлял собой что-то вроде нынешнего российского), — об этом интересно рассказывает Стивен Фрирз в документальном фильме "История английского кино" (1997). Пройдут годы, прежде чем Англия сможет предоставить зрителям что-то действительно самобытное.
Майкл Пауэлл умел снимать "на экспорт". Скажем, "Багдадский вор" получил "Оскара" за спецэффекты, "Лестница в небо", "Черный нарцисс", "Жизнь и смерть полковника Блимпа" вызвали интерес у зрителей не только в пределах туманного Альбиона.
У авторитетного режиссера были развязаны руки, поэтому он и его коллега Эмерик Прессбургер, снимая мейнстримовое кино, все-таки отчасти могли преследовать собственные интересы. А интересом Пауэлла, по-моему, всегда была психоделия. Он явно опередил свое время на десять лет, а то и больше. В "Лестнице в небо" он создает масштабные образы загробной жизни, в "Багдадском воре" экранизирует сюжеты из арабских сказок "1000 и 1 ночи".
В "Красных башмачках", ставших абсолютной классикой британского кино, он обращается к балету и Хансу Христиану Андерсену. По своей сути фильм является традиционной "производственной" музыкальной мелодрамой наподобие голливудских мелодрам, повествующих о людях творческих профессий на их жизненном пути. Они влюбляются, женятся, расстаются, и вся эта житейская кутерьма мешает их артистической карьере, требующей полного самопожертвования. В центре повествования — молодой композитор, начинающая балерина и матёрый руководитель всемирно известной балетной труппы по фамилии Лермонтов. По заказу Лермонтова композитор пишет музыку для балета по сказке Андерсена "Красные башмачки", в которой рассказывается о девушке, заполучившей дьявольские башмачки. Надев эти башмачки, девушка стала танцевать лучше всех. И вот она танцевала, танцевала и, наконец, устала. А башмачки — не устали...
Ну, балет написан. На премьере — триумф. Житейский же расклад таков, что у балерины с композитором завязывается роман... и это вызывает жуткое недовольство у Лермонтова. Он считает, что балерина должна танцевать, а не крутить романы. Так же, вполне вероятно, что Лермонтов сам влюблен в девушку. В общем, он прогоняет композитора. Но вслед за композитором уходит балерина.
И тут в тривиальный сюжет вторгается мистика, превращая обыкновенную музыкальную мелодраму во что-то нестандартное и довольно мрачное. Причем это превращение происходит весьма неожиданно. Короче говоря, балерина, один раз надевшая красные башмачки, навсегда превратилась в балерину, надевшую "красные дьявольские башмачки". Она не может устоять перед искушением выйти снова на сцену, но понимает, что в таком случае будет окончательно разрушена ее нормальная, человеческая жизнь. Вот такое изящное решение придумали сценаристы, не только переложив маленькую сказку Андерсена на современный лад, но и внедрив оригинал в канву сюжета: сцена с балетом "Красные башмачки" представляет собой на редкость психоделическое зрелище. Причем кинематография абсолютно вытесняет сценографию. Иными словами, такой спектакль на подмостках театральной сцены поставить нереально, ибо там применяется киношный монтажъ!