Режиссер:
Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер. Сценарий: Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер по роману Румера Годдена, Оператор:Джек Кардифф , Композитор: Брайан Исдэйл.
В главных ролях: Дебора Керр, Джин Симмонс, Дэвид Фаррар, Кэтлин Байрон. В ролях: Флора Робсон, Сабу, Дженни Лэйрд, Джудит Ферс, Нэнси Робертс и др.
Награды: Оскар — лучший арт-директор, лучший оператор (1948) Золотой глобус — лучший оператор (1948).
Интересные факты о фильме:
- все "виды Гималаев" были созданы в студии!
- Кардифф утверждал, что палитра цветов в фильме навеяна картинами Вермеера.Версия для печати
Начав описывать фильм Пауэлла-Прессбургера, я удивилась, узнав, что все гималайские красоты снимались в студии. Мастерская работа! После этого собраться с мыслями было сложно, но я попробую. Герои "Черного нарцисса" — группа монахинь, которых отправляют в Гималаи занять подаренное католикам старое здание и основать там монастырь. Здание находится на высоком утесе, кроме того это бывший гарем. Месту, где предавались страстям, расположенному в одном из прекраснейших районов мира, суждено стать пристанищем аскезы и молитвы. Но сама природа сопротивляется ограничениям — словно бурные ростки, в душах монашек возникают давно забытые желания. Чем сильнее они стараются привить дисциплину и ограничения индусам, тем сильнее сами ощущают биение жизни, что для некоторых становится фатальным.
Нетипичный и красивый фильм, почти ломающий "голливудскую" традицию, насколько ее можно отнести к британскому кино. Не лишенной честолюбия, красивой монахине противостоит сам воздух, сладким запахом гор и джунглей разрушающий построенный на суровой дисциплине колонизаторский дух. Если верить авторам, любая монахиня просто бежит от своих чувств, от жизненной драмы, заглушая переживания молитвой, но здесь, на вершине, когда ты остаешься один и видишь скольжение облаченной в прекрасные одежды индианки, что с носа до кончиков пят — сам соблазн... У религии нет шансов, а вера в бога превращается во всеобъемлющую любовь. Монахини оказываются в ловушке — вместо картошки старушка выращивает цветы, а лихорадочная сестра так и вовсе влюбляется в местного варвара, теряя голову.
Если бы "Черный нарцисс" завершился сценой с колоколом (и завершился трагично) — получился бы шедевр. Истощенная монахиня бьет в колокол на самом краю скалы, и его гул разносится между гор, а сзади подкрадывается воплощение греха, красноглазая, безумная женщина... Невероятная игра Кэтлин Байрон в роли сестры Рут.
Фильм также покоряет отсутствием клишированной структуры. Т.е. мы видим обыкновенных для того периода персонажей, они вступают в полуперепалку, которая свидетельствует о симпатии, — суровая монашка против раскованного мужчины. Совершенно очевидно, что оба героя друг другу нравятся, хотя проходят через стадию антагонизма. Классический расклад, после которого мы должны увидеть свадьбу. Однако возмутитель спокойствия вдруг использует тайное оружие — юную девушку Канчи, томную и гибкую, словно молодой зверь. Она крадется, она льется, она стелется, как трава, обвивая ноги мужчины-повелителя, и это зрелище, наверное, одно из самых бесстыдных в истории кино. Канчи должны перевоспитать монахини, но ее появление — проникновение вируса, знак конца. Если монашки в бывшем гареме лишние, то животное обаяние Канчи здесь как раз на месте. Джин Симмонс заставляет челюсть отвисать в немом восторге — как она танцует, как она бесхитростно соблазняет!
Нужны ли вообще ограничения, построенные на побеге от реальности? Не будет ли честнее встретиться с соблазном, чем бежать от него, уткнувшись в книгу? Не такой простой вопрос. Власть ускользает из рук сестры Клодак. Ей не быть настоятельницей, ее молитвы теряют смысл. Бог молчит. Страсти ворвались в монастырь на вершине горы.