В главных ролях: Е Лю, Гао Юаньюань, Хидео Накаизуми, Фань Вэй, Цзянь Иянь. В ролях: Рю Кохата, Бин Лью, Юко Миямото, Джон Пэйсли и др.
Награды: кинофестиваль Золотая лошадь — лучший оператор (2009) кинофестиваль в Сан-Себастьяне — лучший оператор, Золотая раковина за фильм (2009).
Интересные факты о фильме:
- фильм был снят на цветную пленку, но изображение было впоследствие обработано и сделано черно-белым. Режиссер хотел снимать и так, и эдак, но продюсеры сочли это слишком дорогим.
- Пекин заявляет, что во время Нанкинской резни было убито около 300 000 человек, изнасиловано 20000 женщин.Версия для печати
Китайский аналог "Иди и смотри" Элема Климова, крайне жесткий фильм о нанкинской резне, про который я вспомнила после карамельных и оскорбительных "Цветов войны" Имоу. Про войну нельзя снимать сахарные лубки. Война — это горы трупов, куча сорвавшегося с цепи быдла, считающего все, оказавшееся на захваченной территории, добычей, сломанные табу и бесконечное варварство. Нанкинская же резня — это одна из ярчайших страниц такого произвола и безумия, когда японцы, известные своей военной жестокостью, просто-напросто методично вырезали целый город, сначала изнасиловав всех — от старух до детей. Причем жертвы не просто насиловались, но и убивались с изощренной, зачастую непонятной жестокостью (известны фотографии убитых женщин с изрезанными грудями и бамбуковыми палками во влагалищах). Ничего красивого в этом, конечно, нет.
"Город жизни и смерти", чтобы избежать шокирующих подробностей, снят в ч/б. Это дает ему возможность претендовать и на некую документальность. Его герои — это и японский офицер, и китайские женщины, и священник, пытающийся спасти хоть кого-то. Если в "Цветах зла" проститутки, весело смеясь и толкая героические речи, решают подменить школьниц на "приеме" у японских офицеров (что на деле означает групповое изнасилование и смерть), то здесь на это решается уже изнасилованная девушка, которой нечего терять. Пережив ужас, сломленная психологически, она просто хочет избавить остальных от таких же переживаний. И в этом действительно есть героизм.
Смотреть "Город жизни и смерти" непросто, но при этом сложно отрицать, что фильм крайне впечатляющий — и своим антивоенным пафосом, который достигается только действием, без речей, и демонстрацией зверств, вызывающих яростное неприятие войны, и масштабностью реконструкции. Кроме того фильм вцепляется в глотку и художественными достоинствами, он заставляет неметь. Попытка выбраться из осажденного города, когда солдаты лезут по трупам, или повозка, на которую японцы деловито бросают тела убитых за ночь женщин, вызывают мурашки. Вот, например, финал — город пал, он раздавлен и опустошен, а по улице идет японская армия, празднуя победу в ритуальном танце. Мощнейшая сцена: