Это, пожалуй, самый тонкий фильм моего любимого французского комедиографа Клода Зиди. Настолько тонкий, что отчасти даже напоминает ленты другого хорошего комедийного режа Франсиса Вебера, который всегда тяготел к лирике, но не к фарсу.
Причем этот фильм совершенно спокойно мог бы быть не комедией, а криминальной драмой или обличительным памфлетом. Но получилась комедия, впрочем, не без сатирического пафоса.
Филипп Нуаре играет пожилого мента Рено, у которого на участке всё схвачено. Жизнь идёт своим чередом. Он контролирует жуликов, шлюх, имеет свой профит. Никуда не рвётся. Всем хорошо – и ему хорошо. Во время очередной полицейской операции "личного свойства", Рене и его напарник попадаются в лапы другим ментам. Напарник берет вину на себя отправляется за решетку, а начальство выписывает для Рене откуда-то из провинции нового напарника по имени Франсуа (Тьерри Лермитт). Этот молодой и очень амбициозный человек, носящий белый плащ а-ля Ален Делон 70-х, является честным полицейским.
Он готовится стать комиссаром, штудирует учебники и никогда не нарушает закон.
Естественно, с этим проклятым занудой надо что-то делать! Рене придумывает всякие фокусы, пока не соображает: "шерше ля фам!". Только женщина, "сосуд греха", способна сделать такого принципиального молодого клоуна хорошим, управляемым работником.
Но Рене не подозревал, что, направляя бурную молодую энергию из одного русла в другое, он сам может пострадать. Он совершенно позабыл, что "молодым везде у нас дорога", а старикам – максимум почёт…
Пересматривая "Откройте, полиция!", я поневоле поймал себя на мысли, что фильм чем-то напоминает наш "Кремень". Только наш "Кремень" – более "правильный", морализаторский кинофильм, в котором главный герой, несмотря на всевозможные искушения служебным положением, остается верен закону.
Мастерство Клода Зиди заключается в том, что прямо, недвусмысленно заявляя о тотальной коррупции в ментовской среде, он умудряется сделать продажных ментов обаятельными персонажами, к которым относишься с симпатией.