Итальянцы первыми отреагировали на рассказ Роберта Шекли "Седьмая жертва", сняв фильм с Марчелло Мастроянни. Потом, в 1982 году, были французы ("Цена риска" по рассказу "Премия за риск" оказался более удачной постановкой, позже объясню, почему). Наконец, в 1987 году дело дошло до Голливуда. И хотя "Бегущий человек" снят по роману Ричарда Бахмана, он же Стивен Кинг, уши, торчащие из фильма, принадлежат Роберту Шекли.
Короче, в "Десятой жертве" речь идет об азартной игре на жизнь, смерть и деньги. В XXI веке прогрессивное человечество играет в охотника и жертву, это кому как повезет. ЭВМ выбирает из пула участников охотника, которому выдается вся инфа о жертве, выбранной точно так же случайно, и он должен ее убить. А жертва должна своевременно разоблачить охотника и нанести удар первой. Мало кто одолел десять раундов игры. Но тому, кто это сделал, достаются общественные блага, деньги и слава.
"Первая девушка Джеймса Бонда" Урсула Андресс играет американку, которой осталось провести последний раунд. На сей раз она – охотница. Ее жертвой становится макаронник Марчелло, изрядный неудачник, которому жизнь не в радость, и он, в общем, уже смирился с поражением. Но ведет себя достойно: вальяжно прохаживается в черных очёчках по залитых солнцем мостовым, просиживает штаны в кафешках, и все такое. Подобный подход "к делу" обескураживает американку, и она хочет узнать его поближе, прежде чем пустить ему пулю в лоб…
Кстати, Мастроянни в этом фильме необыкновенно похож на Затоичи в исполнении Китано, — я имею в виду чисто внешне.
У "Десятой жертвы" один, но глобальный фейл. В фильме совершенно не виден "облик грядущего". Это не XXI век, а самый что ни на есть XX, а точнее, кислотные, хиппарские 60-е. Авторы "Десятой жертвы" не делают ни малейшей попытки приподнять завесу будущего. В частности, в фильме совершенно не отражена власть масс-медиа над умами обывателей, – причем это было не только в прозе Шекли, но и во французской "Цене риска", и в американском "Бегущем человеке", поэтому я считают их более удачными работами.
В "Десятой жертве" камеры не преследуют участников игры, никто не зарабатывает в режиме онлайн на этом захватывающем зрелище (впрочем, это бы отчасти нарушило принцип анонимности охотника). Каждый человек является жертвой и заложником собственного разума. Каждый тут занят своим делом, сконцентрирован на себе. Фильм заполонен самодовольными аутистами, которые лишь по чистой случайности сталкиваются друг с другом… И все, в общем, довольны.