Награды: МКФ в Каннах — "Золотая пальмовая ветвь". BAFTA — лучшая музыка, актриса второго плана (Дж.Фостер), самый многообещающий дебютант (Дж.Фостер). Blue Ribbon Awards — лучший иностранный фильм. David di Donatello Awards — специальный призы М.Скорсезе и Дж.Фостер. Fotogramas de Plata — лучший иностранный фильм. Hochi Film Awards — лучший иностранный фильм. Kansas City Film Critics Circle Awards — актриса второго плана. Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм. Los Angeles Film Critics Association Awards — лучшая музыка, актер (Р.де Ниро). National Society of Film Critics Awards, USA — лучший режиссер, актер (Р.де Ниро), актриса второго плана (Дж.Фостер). New York Film Critics Circle Awards — лучший актер (Р.де Ниро). Sant Jordi Awards — лучший актер в иностранном фильме (Р.де Ниро).
National Film Preservation Board, USA — National Film Registry..
Интересные факты о фильме:
Сибилл Шепард случайно получила роль Бетси. Продюсеры искали актрису, которую описывали как типажно похожую на Сибилл. Агент актрисы Сью Менгерс узнала об этом и спросила продюсеров, почему бы им ни пригласить саму Шепард.
Фильм собирался снимать Брайан Де Палма.
От главной роли отказался Аль Пачино.
Роль Трэвиса Бикла предлагали Джеффу Бриджесу.
Харви Кейтел вначале получил роль Тома. Но затем эту роль отдали Альберту Бруксу, а Кейтел сам выбрал сутенера Спота Мэттью, хотя по сценарию его герой произносит не больше пяти реплик.
Специально для роли Кейтел познакомился с настоящими сутенерами. Он также сымпровизировал сцену танца с Джоди Фостер. Танец — одна из двух сцен, где внимание камеры не сосредоточено на Трэвисе.
В течение месяца Де Ниро по двенадцать часов сидел за рулем, чтобы научиться водить такси. Также он специально для роли изучал различные умственные болезни.
Бернард Херрманн не хотел писать музыку к фильму, но увидев сцену, где Трэвис поливает хлеб шнапсом, согласился.
Херрман скончался через несколько часов после того, как была записана последняя часть музыкальной партитуры фильма.
Из-за своего возраста (13 лет на момент съемок) Джоди Фостер не могла принимать участие в некоторых наиболее откровенных сценах. Ее дублировала старшая сестра Конни Фостер.Версия для печати
Владимир Гордеев:
Таксист нового времени (70-е, вьетнамский синдром, мегаполис, всё такое)
Лучший фильм Мартина Скорсезе и вообще один из лучших урбанистических фильмов, что я видел. Причем режиссер показывает черную, закоптелую изнанку города. Он срывает "верхнее платье" в виде красиво расплывающихся под дождем неоновых огней и открывает всеобщему обозрению ссаное белье.
Герой "Таксиста", Трэвис, – чрезвычайно двойственная натура. Он не принадлежит ни одному из двух городских миров. Ему чужд "дневной" благопристойный город, где его пассия — ухоженная Сибил Шеперд — сидит в конторе и занимается предвыборной кампанией кандидата в президенты Чарльза Палантайна. Но точно так же ему чужд "ночной" порочный город, с которым он знаком чуть лучше, чем с дневным, поскольку именно в ночную смену он водит такси, объезжая самые злачные раёны Нью-Йорка.
На месте советского госкинопроката я бы купил этот фильм и крутил его несколько лет подряд: Скорсезе удалось сделать крайне нелицеприятное изображение "благословенной" Америки, и при этом удивительно реалистичное. Советские пропагандистские боевики и шпионские фильмы, обличающие нравы заграницы, просто не в состоянии тягаться с "Таксистом".
Трэвис, ветеран вьетнамской войны, бывший морпех, – псих. Роберт де Ниро блестяще играет Трэвиса: странная улыбочка, взгляд, словно обращенный внутрь, еле заметные движения, неуловимо сообщающие об опасности, которая в любой момент и неизвестно по какому поводу грозит человеку, находящемуся рядом.
Самым неожиданным в фильме является то, что в один прекрасный момент Трэвис становится героем, о котором пишут в газетах. Он крушит притон и спасает 12-летнюю проститутку (Джоди Фостер) от власти зла, которое персонифицируется в образе ее сутенера (Харви Кейтель).
Вооруженный до зубов Трэвис, с панковской прической, оказывается героем нового времени – подобно как в свое время, и совершенно на другой территории, героем нового времени стал Данила Багров. Герой "Брата", так же, как и Трэвис, прошел не самую справедливую войну. Так же как и Трэвис, герой "Брата" – маргинал.
Важно то, что поступок Трэвиса является классическим "добрым деянием". Он сразился со злом и победил (Багров, как известно, со злом не боролся, а был наемным убийцей, но какая страна, какое время – такие и герои). Совсем другое дело, что Трэвис – псих. А это уже, с точки зрения нормального зрителя, ненормально. Это уже диагноз. Не столько диагноз "супергерою", сколько обществу, в котором именно психам приходится разбираться с пороками этого самого общества.
Кстати, в финале фильма пафос слегка сбивается: может быть, как бы говорят Скорсезе и Шрёдер, Трэвису просто надо было кого-нибудь убить, чтобы выпустить пар… Он перестрелял уйму народу, и для него, наконец, настало "молчание ягнят".