В главных ролях: Тоурдаллюр Свериссон. В ролях: Йоун Гнарр, Хафдис Хульд, Лейфей Брау Йоунсдоуттир, Хельга Хафдис, Мэтт Кислар, Гвюдрун Аусмюндсдоуттир, Гюннар Эйоулафссон и др.
В статье про два типа исландского кино рассказано о том, что все известные мне исландские фильмы (вероятно, сюда же можно отнести и норвежские) можно разложить по базису, одной из осей которого будет т.н. "древняя Исландия" ("суровая мужественная красота этих гор" плюс "скандинавская мифология"), а другой — "правда жизни" (документалистика, футбол, мигранты, деньги плюс саги). Рассматриваемый фильм почти целиком лежит на второй оси — т.е. там нет практически ничего от "древней Исландии".
Он о в целом симпатичном исландском раздолбае. Во всем фильме нет ни одной горы! Я понимаю, как сложно было оператору удержаться и снять фильм так, чтоб в нем не было ни одного самого завалящего вулкана, но он справился, молодец.
Из фильма можно заключить, что в Исландии все помешаны на футболе, деньгах и национальном вопросе. В нем присутствуют некоторые элементы документалистики — например, полно вставок с пандитами, т.е. говорящими головами — когда камера показывает какого-нибудь персонажа, и тот рассказывает какой-то факт или мнение о главном герое по имени Тоути. Этот трюк, многажды повторенный, по-видимому, является одним из гэгов фильма, который считается комедией — вообще, как по мне, смешного там очень мало. Хотя и грустного ничего нет.
Помимо документальности этот фильм снят немножко так в эстетике Dogma 95, но не слишком. Это, вкупе с предыдущим и последующим абзацами, в принципе, исчерпывающим образом описывает фильм.
По жанру это больше похоже на сагу в ее исландском понимании — Тоути ходит туда-сюда, производит какие-то действия, в частности, пытается торговать болгарскими сигаретами Opal (aka "Затянулся И Упал"), запрещенными в остальной Европе. Потом он делает то, делает се, у него есть девушка, бывшая жена и дочь, никто не умирает, не болеет, ничего важного не происходит, но в итоге герой находит свою исландскую мечту. Сначала исландская мечта копировала американскую (обогащение), потом Тоути находит свой, истинно исландский путь, как бы говорит нам режиссер. Ну и да, история Тоути как бы повторяет нам послевоенную историю Исландии. Как и сага, этот фильм мог бы длиться бесконечно.
Вырваться из-под гнета "древней Исландии" очень тяжело. Каждый думает, что если фильм снят в Исландии, то в нем обязательно должны быть вулканы и молнии, а также суровый магический реализм. Тем ценнее попытка Роуберта Дугласа снять истинно исландский фильм. В смысле, попытка засчитана.