В главных ролях: Тосиро Мифуне, Такаси Симура. В ролях: Кейко Авадзи, Эйко Миуоши и другие.
Награды: 1950 — Лучший актер — Тосиро Мифуне; Лучший художник-постановщик — Со Мацуяма; Лучший оператор — Асукадзу Накаи; Лучший композитор — Фумио Хаясака (Mainichi Film Concours).
Интересные факты о фильме:
Во время начальных титров крупным планом показан загнанный пес. Американские цензоры вырезали этот эпизод, решив, что собаку специально ради съемок мучили. По словам Куросавы, узнав об этом, он первый и единственный раз пожалел, что Япония проиграла Вторую Мировую войнуВерсия для печати
Жарким летним днем, в переполненном послевоенном трамвае, карманник (нет, не Кирпич!) свистнул у новобранца убойного отдела (да причем тут Шарапов?! Нет!) Мураками табельный "Кольт". Дело в том, что новоиспеченный детектив мало того, что подустал, так его еще и от жары развезло... Вдобавок, зажавшие его в трамвае дамочки невыносимо смердели парфюмом. Он бы вообще сомлел, обмяк и грохнулся на пол, кабы не был зажат в пассажирские тиски. На выходе из трамвая он обнаружил пропажу, погнался за каким-то вышедшим перед ним хлопцем, который, заметив его взгляд, стал убегать, — но не догнал. Позор неимоверный — младоменту уже мерещатся отаке-енные газетные заголовки, позорящие честь его белого костюма и кепки... Он не знает что делать, пишет рапорт, готов искупить кровью и т.д. Опытные полицейские, однако, не требуют, чтоб он вспорол себе живот (наверно, потому что молодой детектив Мураками, он же молодой Тосиро Мифуне, пока еще не ассоциировался у них с Самураем Номер Один мирового кинематографа), а напротив, отечески успокаивают и рекомендуют просмотреть картотеку привлекавшихся карманников — может кого заметил в трамвае. Он находит какую-то дамочку и отправляется вместе с опытным, знающим всех карманников Токио, полицаем к ней. Та отнекивается, но Мураками ходит за ней хвостом целый день и умоляет дать хоть какую-то зацепку... В конце концов, она, умаявшись и пожалев обезумевшего юношу, советует ему одеться в обноски и походить с грустно-свирепым видом по злачным районам, дескать, гандилеры сами предложат ствол. Мураками обряжается в форму японского солдата без знаков отличий и "спускается на дно". Днями он бродит среди всякой швали (говорят, во время съемок в послевоенных токийских трущобах, вместо Мифуне по злачным местам блуждал дублер, в виду нешуточных ужосов, творившихся в послевоенных токийских трущобах), и даже выходит на след своего пекаля, но удачно провернуть дело ему мешает желторотость. Тем не менее, он нащупывает ниточку, а когда выясняется, что из его пистолета во время ограбления банка ранили женщину, его приставляют в помощь к опытному, спокойному детективу, который и женщин допрашивать умеет... Да нет, не Маньку-облигацию, но типа того, да... И... Слушай, сам ты Глеб Жеглов!.. Ага... Все, завязали с пересказом сюжета... Жеглову, кстати, Сато-сан полная противоположность, образ Жеглова — чиста савецкая адаптация. Детектива Сато играет Симуна, который и в последующих фильмах Куросавы был контрастом энергичным, но нерассудительным персонажам Мифуне (например, "Семь самураев").
Вообще-то, порою кажется, что главный персонаж фильма — жара. Нет, — Жара. Меня, в свое время, поразил стоуновский "Разворот", я чуть не блевал от "солнечного удара", когда впервые его смотрел. Все же непростая задача кинематографическими средствами так убедительно изобразить жару, чтоб растопить лед недоверия придирчивых кинозрителей. Весь фильм у Куросавы вытираются платками, обмахиваются веерами — вентиляторов в фильме снялось, ну, может чуть меньше, чем актеров (если, конечно, не считать уже упомянутых мобильных вентиляторов — вееров).
(А чего стоит эпизод с истекающими потом танцовщицами, набившимися, в антракте между номерами, в каморку! Это недолгий эпизод настолько мощный, что говорит о нелегкой доле "шоу-гёрлз" в сто крат больше, чем одноименный фильм Верхувена.)
Что еще любопытно в этом классическом нуаре, так это что роль "роковой женщины", которая, по законам жанра, вынуждает сяповатого чувака совершать маскулинные поступки, исполняет... пистолет. Правда, и детектив Мураками в японском фильме отнюдь не спивающийся неудачник, как в американских фильмах тех лет, плюс все эти японские понятия чести... Да еще и муки совести, почти паранойя — ведь из его пекаля убивают и убивают... В общем, слова закончились — выдающаяся роль, выдайщийся фильм — смотреть всем. Кто не посмотрит — тот сяпа.