В "Крестном отце" был персонаж – Джонни Фонтейн. Ему покровительствовал Вито Корлеоне, строил его кинокарьеру. Шоу-бизнес в фильме Фрэнсиса Форда Копполы был лишь обозначен (зато как мощно: отрезанная голова лошади в постели босса киностудии – один из самых запоминающихся кадров). В 1984 году Коппола снова снимает гангстерский фильм, а главным героем делает трубача Дикси Двайера (Ричард Гир). Дикси случайно спасает жизнь знаменитому гангстеру Голландцу Шульцу. В советском дубляже "Голландец" превратился в "Немца", что удобней для артикуляции, да, к слову говоря, Шульц и был-то на самом деле немецким евреем. Дикси симпатизирует молодой певице Вере, но та – содержанка Шульца. Ганстер берет своего спасителя на работу и назначает его "водителем для Веры".
Вторая сюжетная линия, до последнего практически не пересекающаяся с первой, – история негра-чечеточника, который попадает в престижный Клуб "Коттон", где и негры, и белые развлекают сильных мира сего, от сенаторов до гангстеров, богатых промышленников до кинозвезд. Крутятся здесь и Шульц, и Дикси с Верой.
Мне понадобилось пересмотреть фильм два раза на протяжении пары десятков лет, чтобы найти в этой медленной картине своеобразную прелесть и красоту. Очередной гигантоманский проект "Копполы-80-х", пятидесятимиллионный блокбастер "Клуб "Коттон" похож на гигантский музей, где собраны все самые видные, характерные экспонаты начала 30-х. И даже, как ни странно, это экспонаты наделены жизнью: ну то есть, представьте себе, этакий музей восковых фигур, где по ночам всё оживает, начинает ходить, плясать чечетку и сносить друг другу головы…
Как и большинство других копполовских фильмов 80-х годов, "Клуб "Коттон" провалился в прокате, но пользовался успехом у советских видеолюбителей, а потом и киноманов (вышел в наш кинопрокат в 1989 году).