Режиссер:
Георгий Данелия. Сценарий: Александр Бородянский, Оператор: Сергей Вронский, Композитор: Моисей Вайнберг.
В главных ролях: Леонид Куравлёв. В ролях: Николай Гринько, Савелий Крамаров, Евгения Симонова, Евгений Леонов, Борислав Брондуков, Валентина Талызина, Владимир Басов, Николай Парфёнов, Готлиб Ронинсон, Нина Русланова, Раиса Куркина, Нина Маслова, Михаил Светин.
Награды: ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль) — Специальная премия жюри за режиссуру. МКФ в Ташкенте — Гран-при..
"Афоня" – превосходный фильм, который можно пересматривать снова и снова, и в котором находишь, в первую очередь, пресловутую "правду жизни", но в то же время экран заполоняет самая настоящая, непридуманная жизнь, имеющая мало общего с этим противным, искусственным фразеологизмом – "правдой жизни".
Фильм чудесен даже несмотря на явную жанровость и попытку морализаторствовать, учить, которая была обязательна для любого советского кинопродукта, но в данном случае эти попытки выглядят невероятно тактично, то есть, почти что незаметно, а потом и вовсе становятся неразличимы, поскольку сатира в фильме обозначена только "для порядку".
Однако несколько раздражает печальная интонация кинокартины, причем Данелия с завидным упорством и весьма виртуозно давит на эту педаль. Он вообще очень ловко управляется с жанром "трагикомедия". И он снял чрезвычайно честный фильм, хотя и достаточно провокационный.
Сантехник Афоня в исполнении Леонида Куравлева – живой, искренний, настоящий. Он такой, каким и полагается быть герою настоящего кинофильма (если, конечно, там нет более колоритного антагониста типа Джокера в "Темном рыцаре"). Афоня очень харизматичен. Он бухает, ходит по бабам, живет в свое удовольствие, но в целом – он отличный парень. Он не хватает с неба звёзд, да они ему и не нужны. Ему противопоставляются задроченные принципами практиканты с ПТУ, незамужняя, но очень правильная сорокалетняя баба-мастер, Михаил Светин, с заднего ряда выкрикивающий "надо Афоню уволить, потому что у меня сестра замужем за таким же мудаком как он, который пьет, бьет ее, все пропил, житья никакого нет!", другие правильные чуваки, дослужившиеся за счет "правильного поведения" до управляющих ЖЭК, то есть, на протяжении пятидесяти лет соблюдавшие формализм во всех аспектах личной и общественной жизни. Естественно, симпатии зрителя – на стороне Афони. Данелия без труда расставляет приоритеты, прекрасно понимая, как можно привлечь зрителя (поэтому-то фильм и является один из самых кассовых советских фильмов всех времен, а множество реплик стали "крылатыми").
Фишка же фильма в том, что Афоня, подобно многим людям (как тогда – в советские времена, так и сейчас – в нынешние, российские) интуитивно противодействует искусственно насаженным государственным стереотипам. Но в то же время он находится во власти других, не менее властных стереотипов. Он грезит былым. Он вспоминает детство, счастливое и безмятежное. Пасторальные образы купания коней, домик в деревне, где жил ребенком.
Режиссер Данелия со сценаристом Бородянским подготовили для Афони жестокий облом: герой фильма возвращается в деревню, но прошлого уже не вернуть. Интонация фильма начинает напоминать интонацию многих произведений хорошего, но унылого русского писателя Юрия Нагибина. Финал картины и вовсе депрессивен: отчаявшийся Афоня, который уже не имеет ничего общего с тем рубахой-парнем, которого мы видели поначалу, встречает на аэродроме Симонову – юную, наивную медсестру, по уши влюбленную в этого "гусара". Афоня видит в невинной девушке свое спасение, хотя у него с ней нет абсолютно ничего общего, и доселе он, именно по этой причине, всячески отваживал ее от себя. Но теперь он хватается за нее как за спасительную соломинку. Он надеется, что что-то изменится.
Однако любому ясно: всё будет только хуже. Их ждут сплошные разочарования, особенно – её. Всё будет просто ужасно.